logo search
СНиП / Раздел 2 / СНиП 2

14. Отдельно стоящие опоры и эстакады под технологические трубопроводы

14.1.Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании низких и высоких отдель­но стоящих опор, а также эстакад под технологичес­кие трубопроводы.

Примечание. Высоту (расстояние от планировочной отметки земли до верха траверсы) отдельно стоящих опор и эстакад следует принимать: низких опор — от 0,3 до 1,2 м — кратной 0,3 м в зависимости от планировки земли и уклонов трубопроводов; высоких отдельно стоящих опор и эстакад — кратной 0,6 м, обеспечивающей проезд под трубопроводами и эстакадами железнодорожного и автомобильного транспорта в соответствии с габаритами при­ближения строений по ГОСТ 9238-83 и СНиП 2.05.02-85.

14.2. Прокладку трубопроводов на низких опо­рах следует предусматривать по территориям, не подлежащим застройке, вне пахотных земель и при отсутствии пересечения с дорогами.

14.3.При проектировании отдельно стоящих опор и эстакад уклон трубопроводов следует созда­вать за счет изменения отметки верхнего обреза фундамента или длины колонн с учетом рельефа по­верхности земли вдоль трассы.

14.4.Расстояние между отдельно стоящими опо­рами под трубопроводы надлежит назначать исходя из расчета труб на прочность и жесткость и прини­мать, как правило, кратным 3 мм не менее 6м.

Допускается назначать шаг опор других размеров в местах подхода трассы к зданиям и сооружениям, атакже в местах пересечения с автомобильными, железными дорогами и другими коммуникациями.

14.5.Отдельно стоящие опоры и эстакады следу­ет, как правило, проектировать из сборных унифицированных железобетонных конструкций с предварительно напрягаемой и ненапрягаемой арматурой. Применение стальных конструкций допускается в соответствии с ТП 101-81*.

14.6.Отдельно стоящие опори и эстакады, по которым прокладываются трубопроводы с негорючими веществами, жидкостями или газами, допускается проектировать из сгораемых материалов.

14.7.Конструкции отдельно стоящих опор и эстакад под трубопроводы с легковоспламеняющимися горючими веществами, жидкостями и газами должны проектироваться несгораемыми.

14.8.На эстакадах необходимо предусматривать проходные мостики для обслуживания трубопрово­дов, если это требуется по условиям эксплуатации.

14.9.Железобетонные опоры допускается проек­тировать: защемленными в отдельные фундаменты; в виде свай-колонн и свай-колонн, объединенных в плоские или пространственные системы; в виде ко­лонн, установленных на односвайные фундаменты из свай-оболочек или буронабивных свай.

Колонны стальных опор следует предусматривать жестко соединенными с фундаментами. Допускается применение шарнирного опирания на фундаменты при условии обеспечения устойчивости опор в продольном направлении.

14.10.Продольную устойчивость отдельно стоящих опор и эстакад надлежит обеспечивать устрой­ством анкерных опор с установкой одной анкерной опоры вкаждом температурном блоке.

Эстакады с железобетонными опорами следует, как правило, проектировать без анкерных опор. В этом случае горизонтальные нагрузки на температурный блок, действующие вдоль трассы, следует передавать на все опоры.

14.11.В продольном направлении отдельно стоя­щие опоры и эстакады следует разбивать на температурные блоки, длина которых не должна превы­шать предельных расстояний между неподвижными опорными частями трубопроводов.

14.12.Температурные швы эстакад следует сов­мещать с компенсаторными устройствами трубопро­водов, при этом необходимо предусматривать наибольшую возможную длину температурных блоков.

14.13.Отдельно стоящие опоры и эстакады сле­дует рассчитывать на нагрузки от веса трубопрово­дов с изоляцией, транспортируемого продукт», людей и ремонтных материалов на обслуживающих площадках и переходных мостиках, отложений производственней пыли, на горизонтальные негрузки и воздействия от трубопроводов, а также на снего­вые и ветровые нагрузки.

При этом дополнительная нормативная вертикальная нагрузка от веса воды в паропроводах при гидравлических испытаниях должна учитываться призаполнении водой только одного паропровода.

Коэффициенты надежности по нагрузкам определяются по СНиП 2.01.07-85с учетом требований настоящего раздела.

14.14.Нормативная нагрузка от веса людей и ремонтных материалов на площадках, мостиках и лестницах принимается равномерно распределенной, равной 0,75кПа (75кгс/м2).

Нагрузку от веса отложений производственной пыли следует учитывать только для трубопроводов и обслуживающих площадок, расположенных на расстоянии не более 100м от источника выделения пыли, и принимать равной:

для обслуживающих площадок и элементов про­летного строения — 1кПа (100кгс/м2);

для трубопроводов —0.45кПа (45кгс/м2) гори­зонтальной проекции трубопроводов.

При этом коэффициенты надежности по нагруз­ке следует принимать: от веса людей и ремонтных материалов —1,4;от веса отложений производст­венной пыли —1,2.

14.15.Расчет строительных конструкций отдель­но стоящих опор и эстакад следует производить как плоских конструкций. При необходимости проведе­ния уточненных расчетов и учета дополнительных факторов расчет строительных конструкций отдель­но стоящих опор и эстакад следует производить как пространственных систем с учетом их совместной работы с трубопроводами.

14.16.При прокладке трубопроводов на эстакаде продольная горизонтальная нагрузка от сил трения в подвижных опорных частях труб воспринимается пролетным строением и анкерными опорами и на промежуточные опоры не передается.

14.17.Нормативная вертикальная нагрузка от трубопроводов на опары и эстакады должна прини­маться как сумма вертикальных нагрузок от всех трубопроводов.

Расчетная сила трения одного трубопровода на опоре определяется умножением расчетной верти­кальной нагрузки от этого трубопровода на коэффициент трения, принимаемый равным в опорных частях „сталь по стали": в скользящих — 0,3; в кат­ковых вдоль оси трубопровода — 0,1;не вдоль оси — 0,3; а шариковых — 0,1.

14.18.При отсутствии уточненной раскладки тру­бопроводов значение интенсивности вертикальной нагрузки на единицу длины траверсыротдельно стоящих опор и эстакад следует определять по формуле

(51)

где qвертикальная нагрузка от трубопро­водов на 1м длины трассы;

ашаг траверс;

b —длина траверсы.

Распределение этой нагрузки по длине траверсы следует принимать по черт. 7.