4. Тоннели и каналы
4.1.Нормы настоящего раздела надлежит соблюдать при проектировании тоннелей (конвейерных, подштабельных, пешеходных, коммуникационных, кабельных и комбинированных) и каналов, сооружаемых открытым способом.
4.2.высота и ширина тоннелей, каналов (между выступающими частями несущих конструкций) должны приниматься кратными 0,3м.
4.1.Тоннели и каналы следует, как правило, проектировать сборными из унифицированных железобетонных элементов. При технико-экономическом обосновании допускается применять тоннели или их элементы (углы поворота, камеры и др.) из монолитного железобетона.
Для отделки пешеходных тоннелей следует использовать долговечные, экономичные, удобные в эксплуатации несгораемые материалы, допускающие легкую очистку и промывку.
4.4.Кабельные каналы не допускается располагать на участках, где могут быть пролиты расплавленный металл, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, жидкости с высокой температурой или вещества, разрушающие оболочку кабелей.
4.5. В тоннелях и каналах необходимо предусматривать продольный уклон не менее 0,002и поперечный уклон не менее 0,01. Втоннелях через каждые100—150м следует устраивать приямки для сбора жидкостей и отвода их в канализацию; в каналах приямки для сбора жидкостей должны предусматриваться в колодцах или камерах. Запрещается соединять приямки с ливневой и другими типами канализации.
Продольный уклон пешеходных тоннелей следует принимать не более 0,04,а поперечный —не более0,01.Допускается при соответствующем обосновании устраивать пол без продольного уклона.
4.6.Тоннели и каналы, располагаемые вне зданий и дорог, должны быть, как правило, заглублены от поверхности земли до верха перекрытия не менее чем на 0,3м.
На огражденных территориях, доступных только для обслуживающего персонала, отметку верха перекрытия кабельных каналов допускается предусматривать на уровне планировочной отметки земли.
4.7.Тоннели и каналы, располагаемые под автомобильными дорогами, должны быть заглублены от верха дорожного покрытия до верха перекрытий не менее чем на 0,5м, при расположении под железными дорогами —не менее чем на 1 м от низа шпал.
4.8.При расположении тоннелей и каналов внутри цехов минимальное заглубление верха перекрытий от отметки чистого пола следует, как правило, принимать:
для тоннелей — 0,3м;
для каналов допускается отметку верха перекрытия канала принимать равной отметке чистого пола.
4.9.Каналы и тоннели должны быть рассчитаны:
по предельным состояниям первой группы (по несущей способности) —на прочность элементов конструкций и узлов соединения;
по предельным состояниям второй группы (по пригодности к нормальной эксплуатации) —на допустимые значения деформаций и ширины раскрытия трещин.
4.10.При расчетах конструкций тоннелей и каналов необходимо учитывать симметричное и одностороннее загружения их временными вертикальными нагрузками. Расчет следует производить с учетом упругого отпора грунта в вертикальном и горизонтальном направлениях, принимая упругое основание в виде однородной среды, характеризуемой модулем деформацииЕдля грунта ненарушенного сложения (грунта основания) и модулем деформацииЕ’для грунта засыпки. Модуль деформацииЕ’допускается определять по формуле (6).
4.11.При симметричном загружении (черт. 4)изгибающий момент в нижнем узле тоннеляМ1с шарнирным опиранием плит перекрытия следует определять по формуле
(15)
где k —коэффициент, учитывающий изменение момента в нижнем узле за счет его поворота:
(16)
N1 —нормальная сила (черт. 4,a);
yN, yM —коэффициенты, определяемые по формулам:
(17)
(18)
здесь av —показатель гибкости днища:
(19)
В формулах (15) — (19)приняты следующие обозначения:
Iv —момент инерции 1м сечения днища;
Е —модуль деформации грунта основания;
v3, v4 —коэффициенты, учитывающие изменение толщины стены по высоте и принимаемые по табл. 3в зависимости от толщины стены в верхнейt1и нижнейt2частях тоннеля.
Таблица 3
t1/t2
|
1,0 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
v3 |
0,0583 |
0,0683 |
0,0753 |
0,0813 |
0,0883 |
0,0993 |
v4
| 0,0667 | 0,0747 | 0,0747 | 0,0837 | 0,0907 | 0,0977 |
Усилия в стене следует определять как для балки, лежащей на двух опорах, с нагрузками ph1, ph2, реакцией на верхней опоре (распорке) R1и опорным моментом на нижней споре M1.
Усилие в верхней распорке R1определяется по формуле
(20)
Усилия в днище следует определять как для балки, лежащей на упругом основании с модулем деформации Еи загруженной симметричными силамиN1 и моментами M1(см. черт. 4, a).
- Сооружения
- Промышленных
- Предприятий
- СНиП 2.09.03-85
- 1. Общие положения
- Подземные сооружения
- 2. Подпорные стены
- Черт. 1. Расчетные схемы подпорных стен
- 3. Подвалы
- Черт. 2. Расчетная схема поперечной рамы подвала
- Черт. 3. Расчетная схема стены подвала
- 4. Тоннели и каналы
- Черт. 4. Расчетная схема тоннеля с шарнирами в уровне плит перекрытия
- 5. Опускные колодцы
- Черт. 5. Схема распределения основного ph и дополнительного pad горизонтального давления грунта на круглый колодец
- Емкостные сооружения для жидкостей и газов
- 6. Резервуары
- Для нефти и нефтепродуктов
- Стальные резервуары
- Железобетонные резервуары
- 7. Газгольдеры
- Емкостные сооружения для сыпучих материалов
- 8. Закрома
- 9. Бункера
- Черт. 6. Графики для определения угла наклона стенок бункеров для связных материалов
- 10. Силосы и силосные корпуса для хранения сыпучих материалов
- 11. Угольные башни коксохимзаводов
- Надземные сооружения
- 12. Этажерки и площадки
- 13. Открытые крановые эстакады
- 14. Отдельно стоящие опоры и эстакады под технологические трубопроводы
- Черт. 7. Распределение интенсивности вертикальной нагрузки на траверсы отдельно стоящих опор и эстакад
- Черт. 8. Распределение интенсивности горизонтальной нагрузки при расчете траверс отдельно стоящих опор и эстакад
- Черт. 9. Распределение нагрузки при расчете колонн и фундаментов промежуточных отдельно стоящих опор по поперечному сечению трассы
- Черт. 10. Значения коэффициентов для определения
- 15. Галереи и эстакады
- Конвейерные и пешеходные галереи и эстакады
- Кабельные и комбинированные галереи и эстакады
- 16. Разгрузочные железнодорожные эстакады
- Высотные сооружения
- 17. Градирни
- Вентиляторные градирни
- Башенные градирни
- 18. Башенные копры предприятий по добыче полезных ископаемых
- 19. Дымовые трубы
- Кирпичные дымовые трубы
- Железобетонные дымовые трубы
- Стальные дымовые трубы
- 20. Вытяжные башни
- 21. Водонапорные башни
- Проектирование сооружений для северной строительно-климатической зоны
- 22. Дополнительные требования
- Определение давления грунта
- Черт. 1. Схема давления грунта
- Черт. 2. Схема распределения давления от полосовой нагрузки
- Черт. 3. Схема распределения давления от подвижного состава железных дорог
- Черт. 4. Схема давления от автомобильной нагрузки ак при движении ее вдоль сооружения
- Черт. 5. Схема давления от колесной нагрузки нк-80 при движении ее вдоль сооружения
- Черт. 6. Схема давления от гусеничной нагрузки нг-60 при движении ее вдоль сооружения
- Черт. 7. Схима давления от нагрузок ак, нк-80 и нг-60 при движении их поперек сооружения
- Анкерные болты для крепления конструкций и оборудования
- Основные буквенные обозначения геометрические характеристики
- Нагрузки, давления, сопротивления
- Коэффициенты надежности
- Характеристики грунтов
- Перечень использованных нормативных документов