logo search
вопросы 70-85

Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).

Архангельский собор (1505-09) – усыпальница московских князей. Если Аристотель Фьораванти при перестройке Успенского собора использовал некоторые русские детали (например, колончатый поясок), то Алевиз поступил наоборот. Он одел итальянскими деталями фасады привычной для Руси крестово-купольной постройки. Он разделил фасады горизонтальным карнизом, так что здание кажется двухэтажным. Нижний этаж украсил декоративными арками. Верх храма также отрезан карнизом, над которым разместились резные белокаменные раковины – обычный мотив венецианской архитектуры. На красном фоне стен выделялись тонко вырезанные акантовые листья, завитки-волюты и цветы капителей. Изысканная резьба порталов прямо заимствована из архитектуры итальянского Возрождения. Здание получилось компромиссным, это дало русским зодчим возможность заимствовать из него отдельные элементы и использовать их в своих постройках. Геометрически правильная структура Успенского собора осталась им чужой и непонятной.

Одновременно с Архангельским собором на месте церкви Иоанна Лествичника строилась Колокольня Святого Иоанна Лествичника (1505-08), она получила в народе название Ивана Великого. Автором был итальянец Бон Фрязин. 8-гранный объём высотой и силуэтом напоминает итальянские колокольни-кампанилы, но они обычно были 4-гранными.

Бон Фрязин построил два нижних восьмигранных яруса и часть третьего. Он заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.

Здание представляет собой композицию из стройных восьмериков с аркадами для колоколов наверху.

Строгая обработка плоскими лопатками на углах и лёгкими карнизами подчёркивала изящество и величие храма-башни.

Верх здания был достроен в 1600 году.