logo
вопросы 70-85

Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).

Владимирский Успенский собор – это главный кафедральный собор Древней Руси. Время постройки – 1158-1161 годы. Храм 6-столпный, крестово-купольный, белокаменный. Храм отличался роскошью убранства. По стенам шёл поясок из висячих колонок – аркатурно-колончатый пояс. Между колонками были написаны фигуры святых, а сами колонки обиты позолоченной медью. Золотом сверкали двери церкви, простенки между окнами барабана, закомары и главы собора. И снаружи, и внутри здание украшали скульптура и роспись. Сверху на молящихся смотрели львы – геральдические животные Владимирского княжества. Обилие скульптуры. Как и сама техника белокаменной кладки, свидетельствовало о выходе за рамки византийской традиции.

Позднее, в 15 веке, собор будет расписан фресками со сценами Страшного Суда. Авторы: Андрей Рублёв и Даниил.

После женитьбы князя московского Ивана 3 на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Русь стала претендовать на почётное место не только в православном, но и в западном мире. Такой брак обеспечивал правителю Московского государства новый статус и закладывал основу будущей концепции «Москва – третий Рим». Согласно ей, славу первого Рима унаследовал второй Рим – Константинополь, а наследницей Константинополя после его завоевания турками стала Москва. В Москву были приглашены итальянские зодчие для обустройства Кремля.

Иван 3 пожелал полностью перестроить крепость. Сменить почти все кремлёвские храмы новыми и дополнить ансамбль другими постройками. Первым был затронут Успенский собор, этим занимался архитектор из итальянского города Болонья Аристотель Фьораванти. А в качестве образца итальянцу указали Успенский собор во Владимире, так как идея искусства Владимирского княжества и в 15 веке оставалась актуальной.

Аристотель дал свою образную интерпретацию древнего храма. При внешнем сходстве с древнерусской архитектурой его создание проникнуто духом итальянского Ренессанса и более напоминает дворец, чем храм.

Новый Успенский собор Московского Кремля (1475-79) по существу не является крестово-купольной постройкой. Его интерьер делится на одинаковые квадратные ячейки, перекрытые крестовыми сводами. Так что в плане здания отсутствует центральный крест из широких пересекающихся нефов. Обычные для русских храмов столбы итальянец заменил гигантскими круглыми колоннами, а фасады сделал по возможности симметричными. Из русских деталей Фьораванти использовал аркатурно-колончатый поясок, взятый из Владимирского Успенского собора. Кроме этого, он искусно замаскировал апсиды, храм получил равномерное членение. С запада примкнуло открытое крыльцо в виде балдахина с арками.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4