Вопрос 73. Характеристика храма Василия Блаженного (Покровского Собора) 16 века.
Собор Покрова на Рву на Красной площади в Москве – самый знаменитый русский шатровый храм. Более известен под названием храма Василия Блаженного. Его возвели по заказу Ивана Грозного в 16 веке (1555-61) как памятник победы над казанским ханством. Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, которые продолжали причинять немало беспокойства Руси. Иван Грозный решил подчинить Москве Казанское и Астраханское ханства и обезопасить государство от их постоянных набегов. После долгой осады Казань пала 2 октября 1552 года. Иван Грозный пожелал по этому поводу поставить в Москве не просто храм, а целый куст церквей. Два русских архитектора, Постник и Барма, получили задание объединить на одном основании 8 самостоятельных церквей.
Одну из них нужно было посвятить Святой Троице. Вторая, центральная, посвящалась Покрову Богоматери – это был праздник, который пришёлся на подготовку к окончательному штурму Казани – 1 октября. Третьей стала церковь Входа в Иерусалим. Ещё 4 церкви были наименованы в честь тех святых, на день памяти которых приходились важные битвы в ходе осады. Но в комплексе оказалось не 8, а 9 храмов. Летопись пишет, что мастера заложили собор, «не яко повелено им, но яко по Боже разум даровался им в размерении основания». Царь, придя на освящение, обнаружил лишний престол и повелел освятить его в честь чудотворной иконы Николы Великорецкого, как раз в это время принесённой из Вятки в Москву. Скорее всего, это легенда, а 9 престолов были замыслены изначально, поскольку только так можно было получить симметричную постройку.
Центральный шатровый храм Покрова окружён 4-мя башнеобразными храмами, они расставлены крестообразно. Затем идут 4 угловых диагональных маленьких храмика, каждый из них завершён горкой кокошников под главой. Все эти церкви объединяются галереей, войдя в неё, можно попасть в любой придел через особый ход. В целом ансамбль напоминает небольшой город с улицами, роль которых играла первоначально открытая галерея с крепостными стенами и башнями. Фигурные покрытия глав появились в конце 16 века.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
- Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).
- Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).
- Вопрос 73. Характеристика храма Василия Блаженного (Покровского Собора) 16 века.
- Вопрос 74. Архитектурные памятники барокко Доменико Трезини в Петербурге.
- Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
- Вопрос 76. Скульптура 18 века. Творчество Эжена Фальконе, Фёдора Шубина.
- Вопрос 77. Создание Академии художеств и её роль в развитии русского искусства.
- Вопрос 78. Романтизм в русской живописи 19 века. Творчество Василия Тропинина и Карла Брюллова.
- Вопрос 79. Реализм в русской живописи 19 века. Творчество Алексея Венецианова и Павла Федотова.
- Вопрос 80. Реализм в русской живописи. Творчество Павла Федотова и Василия Перова.
- Вопрос 81. История создания Товарищества передвижных художественных выставок. Круг мастеров.
- Вопрос 82. Исторический жанр в русской живописи 19 века. Творчество Василия Сурикова.
- Вопрос 83. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Сильвестра Щедрина и Алексея Саврасова.
- Вопрос 84. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
- Вопрос 85. Собиратели Третьяковы и «Третьяковка».