logo
вопросы 70-85

Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.

Растрелли (1700-1771) – придворный архитектор императрицы Елизаветы Петровны. Приехал в возрасте 16 лет в Россию с отцом-скульптором из Парижа. Стал ведущим архитектором, работал в стиле барокко.

1. Реконструкция дворца в Петергофе.

2. Преобразование скромного загороднего дома Екатерины 1 в Царском Селе в пышный дворец. Растрелли трактовал стену почти как скульптурный объём с чередованием выступающих и западающих участков. Растрелли обильно применил скульптуру: атланты, кариатиды, маскароны. Собственно стена неощутима, главные элементы – материя в виде колонн и лепнины. Ей противостоит пространство оконных проёмов, сквозь которые в интерьер врывается парк.

3. Петербургский Императорский Зимний дворец, начатый в 1754 году и законченный уже после смерти заказчицы в 1762 году.

4. Собор Смольного монастыря в Петербурге.

5. Андреевская церковь в Киеве.

В архитектуру 18 века классицизм вторгся со скандалом. Ещё в 1736 году в Петербурге произошёл очередной пожар, он полностью уничтожил старый Гостиный двор. Купцы подали прошение о строительстве каменного Гостиного двора, но по обычной российской методике проект был утвержден императрицей только в 1757 году. Принадлежал этот проект любимому зодчему Елизаветы Петровны Растрелли. Он представлял собой роскошную постройку, которую впору было использовать для императорской резиденции, а не для торговли. Из-за обилия колонн и статуй здание обещало быть дорогостоящим. Купцы обратились к президенту Академии художеств графу Шувалову с жалобой: «лавки стоять будут впусте, а в строении капитала от купечества употребится немалая сумма». Шувалов заказ решил передать только что прибывшему из Парижа молодому архитектору Валлен-Деламоту.

Так постепенно Растрелли был оттеснён на второй план и вскоре подал в отставку.