Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
Растрелли (1700-1771) – придворный архитектор императрицы Елизаветы Петровны. Приехал в возрасте 16 лет в Россию с отцом-скульптором из Парижа. Стал ведущим архитектором, работал в стиле барокко.
1. Реконструкция дворца в Петергофе.
2. Преобразование скромного загороднего дома Екатерины 1 в Царском Селе в пышный дворец. Растрелли трактовал стену почти как скульптурный объём с чередованием выступающих и западающих участков. Растрелли обильно применил скульптуру: атланты, кариатиды, маскароны. Собственно стена неощутима, главные элементы – материя в виде колонн и лепнины. Ей противостоит пространство оконных проёмов, сквозь которые в интерьер врывается парк.
3. Петербургский Императорский Зимний дворец, начатый в 1754 году и законченный уже после смерти заказчицы в 1762 году.
4. Собор Смольного монастыря в Петербурге.
5. Андреевская церковь в Киеве.
В архитектуру 18 века классицизм вторгся со скандалом. Ещё в 1736 году в Петербурге произошёл очередной пожар, он полностью уничтожил старый Гостиный двор. Купцы подали прошение о строительстве каменного Гостиного двора, но по обычной российской методике проект был утвержден императрицей только в 1757 году. Принадлежал этот проект любимому зодчему Елизаветы Петровны Растрелли. Он представлял собой роскошную постройку, которую впору было использовать для императорской резиденции, а не для торговли. Из-за обилия колонн и статуй здание обещало быть дорогостоящим. Купцы обратились к президенту Академии художеств графу Шувалову с жалобой: «лавки стоять будут впусте, а в строении капитала от купечества употребится немалая сумма». Шувалов заказ решил передать только что прибывшему из Парижа молодому архитектору Валлен-Деламоту.
Так постепенно Растрелли был оттеснён на второй план и вскоре подал в отставку.
- Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
- Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).
- Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).
- Вопрос 73. Характеристика храма Василия Блаженного (Покровского Собора) 16 века.
- Вопрос 74. Архитектурные памятники барокко Доменико Трезини в Петербурге.
- Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
- Вопрос 76. Скульптура 18 века. Творчество Эжена Фальконе, Фёдора Шубина.
- Вопрос 77. Создание Академии художеств и её роль в развитии русского искусства.
- Вопрос 78. Романтизм в русской живописи 19 века. Творчество Василия Тропинина и Карла Брюллова.
- Вопрос 79. Реализм в русской живописи 19 века. Творчество Алексея Венецианова и Павла Федотова.
- Вопрос 80. Реализм в русской живописи. Творчество Павла Федотова и Василия Перова.
- Вопрос 81. История создания Товарищества передвижных художественных выставок. Круг мастеров.
- Вопрос 82. Исторический жанр в русской живописи 19 века. Творчество Василия Сурикова.
- Вопрос 83. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Сильвестра Щедрина и Алексея Саврасова.
- Вопрос 84. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
- Вопрос 85. Собиратели Третьяковы и «Третьяковка».