Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
Софийский собор в Киеве – это был собор митрополита и главы Русского государства – киевского князя. Поэтому и по формам он мыслился как повторение своего предшественника в Константинополе. Площадь собора максимально увеличили для того, чтобы он мог вместить едва ли не всё недавно христианизированное население Киева. Для этого к основному трёхнефному собору добавили 2 боковых нефа и 2 галереи, обходившие храм с севера, запада и юга. Во втором ярусе в интерьере размещались обширные хоры для князя и его свиты. Для их освещения потребовались дополнительные главы. В итоге собор стал 13-главым.
Интерьер.
Хотя главным по смыслу и по занимаемому месту является изображение Христа в центральном куполе, в пространстве храма всё же царит образ Богоматери. Она изображена в полный рост в верхней части алтарной апсиды, на вогнутой поверхности с воздетыми в молении руками. Мозаика называлась Оранта (от греч. Оро – молюсь). Впоследствии она была названа «Нерушимая стена», в частности, потому, что западная стена собора рухнула, а восточная (на которой была мозаика) осталась стоять.
В 11 веке были построены ещё два Софийских собора – в Новгороде и Полоцке.
Главный храм Новгорода – Софийский собор строился в 1045-1050 годах. Он построен по велению Ярослава Мудрого его сыном Владимиром. Имеет всего 5, но необыкновенно мощных глав, они увенчаны шлемовидными куполами. Изящные византийские арочки под куполами сменились плоской романской аркатурой. Тонкий византийский кирпич – плинфа – уступил место кладке из известняка и булыжника.
- Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
- Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).
- Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).
- Вопрос 73. Характеристика храма Василия Блаженного (Покровского Собора) 16 века.
- Вопрос 74. Архитектурные памятники барокко Доменико Трезини в Петербурге.
- Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
- Вопрос 76. Скульптура 18 века. Творчество Эжена Фальконе, Фёдора Шубина.
- Вопрос 77. Создание Академии художеств и её роль в развитии русского искусства.
- Вопрос 78. Романтизм в русской живописи 19 века. Творчество Василия Тропинина и Карла Брюллова.
- Вопрос 79. Реализм в русской живописи 19 века. Творчество Алексея Венецианова и Павла Федотова.
- Вопрос 80. Реализм в русской живописи. Творчество Павла Федотова и Василия Перова.
- Вопрос 81. История создания Товарищества передвижных художественных выставок. Круг мастеров.
- Вопрос 82. Исторический жанр в русской живописи 19 века. Творчество Василия Сурикова.
- Вопрос 83. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Сильвестра Щедрина и Алексея Саврасова.
- Вопрос 84. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
- Вопрос 85. Собиратели Третьяковы и «Третьяковка».