Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).
Архангельский собор (1505-09) – усыпальница московских князей. Если Аристотель Фьораванти при перестройке Успенского собора использовал некоторые русские детали (например, колончатый поясок), то Алевиз поступил наоборот. Он одел итальянскими деталями фасады привычной для Руси крестово-купольной постройки. Он разделил фасады горизонтальным карнизом, так что здание кажется двухэтажным. Нижний этаж украсил декоративными арками. Верх храма также отрезан карнизом, над которым разместились резные белокаменные раковины – обычный мотив венецианской архитектуры. На красном фоне стен выделялись тонко вырезанные акантовые листья, завитки-волюты и цветы капителей. Изысканная резьба порталов прямо заимствована из архитектуры итальянского Возрождения. Здание получилось компромиссным, это дало русским зодчим возможность заимствовать из него отдельные элементы и использовать их в своих постройках. Геометрически правильная структура Успенского собора осталась им чужой и непонятной.
Одновременно с Архангельским собором на месте церкви Иоанна Лествичника строилась Колокольня Святого Иоанна Лествичника (1505-08), она получила в народе название Ивана Великого. Автором был итальянец Бон Фрязин. 8-гранный объём высотой и силуэтом напоминает итальянские колокольни-кампанилы, но они обычно были 4-гранными.
Бон Фрязин построил два нижних восьмигранных яруса и часть третьего. Он заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.
Здание представляет собой композицию из стройных восьмериков с аркадами для колоколов наверху.
Строгая обработка плоскими лопатками на углах и лёгкими карнизами подчёркивала изящество и величие храма-башни.
Верх здания был достроен в 1600 году.
- Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
- Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).
- Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).
- Вопрос 73. Характеристика храма Василия Блаженного (Покровского Собора) 16 века.
- Вопрос 74. Архитектурные памятники барокко Доменико Трезини в Петербурге.
- Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
- Вопрос 76. Скульптура 18 века. Творчество Эжена Фальконе, Фёдора Шубина.
- Вопрос 77. Создание Академии художеств и её роль в развитии русского искусства.
- Вопрос 78. Романтизм в русской живописи 19 века. Творчество Василия Тропинина и Карла Брюллова.
- Вопрос 79. Реализм в русской живописи 19 века. Творчество Алексея Венецианова и Павла Федотова.
- Вопрос 80. Реализм в русской живописи. Творчество Павла Федотова и Василия Перова.
- Вопрос 81. История создания Товарищества передвижных художественных выставок. Круг мастеров.
- Вопрос 82. Исторический жанр в русской живописи 19 века. Творчество Василия Сурикова.
- Вопрос 83. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Сильвестра Щедрина и Алексея Саврасова.
- Вопрос 84. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
- Вопрос 85. Собиратели Третьяковы и «Третьяковка».