logo search
12-Ответы на билеты (Восстановлен) Б

Ночь на Днепре

Куинджи А.И.. Россия

1882

Картина кажется окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.

Ночь, тёмная, тихая, царит над Днепром. Бледный свет луны заливает небо, вырывает из тьмы низенькие мазанки, заставляет искрить­ся воду, мягко обрисовывает берега реки. На ближнем берегу едва заметны огоньки-точки — один, дру­гой, третий... Так пел о природе только Гоголь:

«Знаете ли вы ук­раинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмот­ритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете, чудный воздух и прохладно душен и полон неги и движет океан благоуханий… Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно и чудно…. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»

Какими же средствами достиг Куинджи такого силь­ного воздействия на душу зрителя?

Он изображает горизонт так низко, дарит небу столько места на своем холсте, что оно кажется без­брежным. Тянутся длинные гряды облаков, а под ними река пересекает все полотно и, круто изогнувшись, продолжает свое течение в глубь ночных полей. Словно протяжная нота звучит и, постепенно замирая, пропадает вдали. Ширь и глубина безмерные!

А как мало у него деталей! На фоне реки четко вырисовывается мельница. Казалось бы, пустяк, но по контрасту с этой «игрушкой» величавым вос­принимается Днепр, бездонным кажется небо.

Но самую важную роль в картине играет, лун­ный свет. Сильный и резкий в центре, он постепенно за­тухает справа и слева, вызывая ощущение бесконечности. Сумрак так естественно обволакивает края холста, что даже

рама в картине кажется лишней.

Так художник словно хочет раскрыть людям глаза на красоту, кото­рая их окружает и которой они подчас не замечают.

Лунный свет в картине Куинджи был настолько срод­ни действительному, что ошеломленная публика недоуме­вала: как это сделано? Предполагали секрет. Были и такие недоверчивые, что подходили к Куинджи и просили разрешения заглянуть за картину — не спрятан ли там источник света, не написана ли она на стекле.

Картина Куинджи вызвала бурю восторгов. Ни одна выставка не знала такого скопления народа, как эта. То и дело подъезжали кареты, запружая улицу. Люди шли толпами, в три ряда стояли у входа, вереницей тянулись по лестнице. В те дни Петербург грезил Куинджи, гово­рил и писал о Куинджи. Известный поэт Яков Полонский вспоминал: «Положительно я не помню, чтобы перед ка­кой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, на­глядевшись на полотно, выносили такое невероятное впе­чатление». Время поща­дило картину Куинджи настолько, что и сейчас она со­хранила способность волновать сердца.

2-й вариант описания картины.

В конце 1880 года в Петербурге, в зале Общества поощрения_художеств, была открыта необычная выставка — выставка одной картины — «Ночь на Днепре» А. И. Куинджи. Очевидцы вспоминали, что публика буквально ло­милась в зал, где была выставлена картина. Произведение, представшее перед взором зрителей, было необычным: «Что это такое? Картина или действи­тельность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот_месяд,_эти облака, эту_темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». Так писал известный поэт Я. П. Полонский. Современники Куинджи с восторгом и удивлением вос­приняли эту картину, а Павел Михайлович Третьяков, основатель знаменитой Третьяковской галереи, приобрел для своей кoллeкции её повторение, которое Куинджи исполнил собственноручно, создав второй вариант картины (1882) В картине «Ночь на Днепре» проявилось характерное для Куинджи отношение к природе как источнику возвышенных человеческих переживаний. Отсюда его стремление к изображению торжественных минут в жизни природы. Не случайно художник неоднократно обращался к мотиву украинской ночи. Вслед за Гоголем он глубоко почувствовал ее поэтическое очарование. При­рода, преображённая лунным светом, теряет привычный вид, приобретая неo6ыкновенный, романтический характер. Нельзя при этом не вспомнить ещё раз о том, что первые зрители картины «Ночь на_Днепре» были буквально noтрясены эффектом лунного света. Кое-кто даже заглядывал за полотно, ища тайно скрытый позади него источник света. Живописный эффект, види­мо, и в самом деле был потрясающий. К сожалению, картина давно и силь­но потемнела, и смотреть ее возможно только при очень хорошем освещении, когда виднее становится и широкий простор Днепра, залитый лунным све­том, и хатки, в окнах которых мерцают слабые огоньки. Но хотя колорит картины существенно изменился, она и по сей день не утратила своего очарования.

Существуют три авторских повторения картины «Ночь на Днепре», исполненные А. И. Куинджи в 1882 году. К этому сюжету художник неоднократно возвращался и в по­ следующие годы.

Данной картине «Ночь на Днепре» наиболее созвучно музыкальное произведение«Лунная соната» Людвига ван Бетховена.

Билет 9

(в.2)

На протяжении долгого времени человек мечтал о чудесном, волшебном способе передвижения по воздуху. Магический ковер Тангу появился в сказках "Тысячи и одной ночи". Потом был (сделанный из зеленого шелка) ковер Соломона, на котором путешествовали соломоновы трон и свита. В русских сказках Иван-дурак получает ковер-самолет от Бабы-Яги. В роли необычного транспорта выступают ковры и у Марка Твена в "Путешествии капитана Стормфилда в рай".

Ковер-самолет, 1880 Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. В выборе сюжета картин Васнецов был совершенно свободен, его фантазия обратилась к богатым образам фольклора.

Васнецов изобразил волшебный ковер из наших сказок в виде громадной птицы с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми крыльями. Сейчас Иван несется на ковре-самолете через горы, моря, громадные безграничные равнины после смелого путешествия за тридевять земель в тридесятое царство, где он взял в плен и везет с собой чудесную жар-птицу. В другой сказке Иван найдет в подземелье великие царства. Здесь воплощены прекрасные и реальные мечты человека о счастье, разгадка скрытых тайн природы.

Иван на ковре-самолетеолицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать. Васнецову понравилась эта сказка потому, что в ней он увидел воплощенную в сказочно-наивной форме идею победы над бесконечными воздушными просторами.

Ковер на картине Васнецова плавно плывет в воздухе, величаво паря над землей, возносясь над туманами и лесными далями, разгоняя своими краями, как могучими крыльями, испуганных сов. Широки просторы необъятной страны, преодолеваемые ковром-самолетом, обладающим чудесной силой движения. Концы летящего ковра раскинуты по диагонали, его силуэт напоминает птицу. Своеобразно и смело реалистическое сочетание написанного ковра, парящего в воздухе, с поэтичностью лирико-эпического пейзажа. Васнецов изображает чудеса сказки так же просто, как повествует о них народный сказитель. Отсутствие фантастичности в форме и в стилизации способствует убедительности образа. Мы любуемся полетом ковра и стоящего на нем смелого человека.

Васнецов сумел заставить зрителя поверить в материальность, весомость ковра, его быстрое движение ощущается благодаря зеркальной глади спокойно текущей далеко внизу речки. Созданию этого впечатления помогает фон картины: вечернее небо с медленно плывущими облаками. Контрастирует с мощью ковра легкий серп месяца. Самое яркое цветовое пятно — клетка со светящейся жар-птицей доносит мысль сказки о счастье обладания немеркнущим светом.

Картина В. М. Васнецова «Ковер-самолет» — выражение веры в силы народа, его светлое будущее. Художник проявил большое чутье и любовь к глубокому содержанию мудрых народных сказок, найдя свои оригинальные способы его зрительного воплощения.