logo search
билеты ГОС

Художественные средства архитектуры

Тектоникахудожественного и технологического способов мышления и деятельности в материале. Это пластическое или художественное выражение работы конструкции здания.

На характер образной выразительности архитектуры оказывает влияние и масштаб­ность, т. е. воспринимаемая зрительно сораз­мерность сооружения человеку.

Масштаб – чувственное восприятие мира крупности формы, которое передается через основные тектонические элементы: колонны, купол, арки, или функциональные элементы: ограждения, ступеньки, либо через само тело сооружения. Масштаб характеризуется крупностью членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

Масштабность – связь двух выявленных элементов формы, отношение их к третьему. Взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека.

Симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, соотношения и пропорции ча­стей и целого, цвет и фактура материалов — средства, служащие для организации про­странственной формы. Каждое из художественных средств архи­тектуры не обладает самостоятельной цен­ностью и не может существовать само по себе — они получают смысл только в системе компо­зиции.

Симметрия – закономерное расположение частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части.

Свойства, за счет которых достигается симметрия: отражение (зеркальная симметрия), поворот (вращение- композиция для площади), параллельный перенос (симметрия сдвижки (= метрический ряд)).

Симметрия относится к числу наиболее сильных средств организации формы.

Простейший вид симметрии — зеркальная симметрия, симметрия левого и правого.

В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна.

Характер­ный пример многоосевой симметрии — здание Главного адмиралтейства в Ленинграде.

Абсолютная симметрия, однако, невозможна. Поэтому, даже симметричные во внешних контурах здания диссимметричны.

Асимметрия. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия не исчерпывает­ся разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной. Тождество частей и их распо­ложения заменяется зрительным равновесием. Соподчиненность частей — основное сред­ство объединения асимметричной композиции.

Симметрия – элементы одинаковы между собой и отражаются по какому-либо принципу.

Антисимметрия – элементы равны, но свойства различны (напр. по цвету).

Асимметрия – элементы не равны как по форме, так и по другим качествам.

Ритм – закономерность повторения элементов и интервалов, а также закономерность качественного их изменения и развития.

Для архитектуры ритм — средство выраже­ния динамики процессов, которые организова­ны с ее помощью, и средство выражения динамических закономерностей образования самой формы. Проявляется ритм в последовательном изменении свойств ряда сопо­ставляемых элементов. Метр – простейшая и наиболее распространенная форма ритма.

В основе ритма лежит: 1 раз – случай, 2раз – совпадение, 3раз – закономерность.

Законы изменения ритма подчиняются прогрессиям:

- арифметической (разность)

- геометрической (отношение в основе)

Нюанс — соотношение, когда явно преобладает свойство при незначительном различии.

Контраст — отношение между сравниваемыми объектами, которых явно преобладают различия. Ряд кон­трастных элементов объединяется противопо­ложностью признаков.

Контраст подчеркивает свойства форм, де­лает их более впечатляющими. Нюансы, на­против, сближают несхожее, сглаживают раз­личия. Оптические иллюзии, порождаемые контрастом и нюансом, усиливают их воздей­ствие на восприятие.