logo search
БИЛЕТЫ ПО МХК

1. Худ. Течения зарубежного модернизма в первой воловине 20 века. Кубизм – Пикассо. Сюрреализм – Дали.

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Так, скажем, была подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному, о которой, ссылаясь на древних фивян, писал Лессинг в известной работе "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии"; напротив, художник стал подражать отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания. Отправной точкой эстетики стало безобразное; отказ от гармонических пропорций нарушил облик искусства, в котором акцент сделан на деформации, геометрических фигурах. Произведения искусства нередко не похожи на классические образцы: роман может напоминать бесстрастную историю болезни или патологический анамнез, а скульптура - издержки металлорежущей промышленности.

Термин "модернизм" появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Однако идеи, давшие ему наполнение, встречались и ранее: в теоретических рассуждениях Жерваля де Нерваля и Теофиля Готье (последний еще в 1856 году констатировал, что искусство не средство, но цель), в "Цветах зла" Ш. Бодлера, программах "чистого искусства" и "абсолютной поэзии". Более того, некоторые художественные черты прециозной поэзии и маньеризма, так же как сюрреалистические фрески Иеронима Босха, написанные за пять столетий до появления манифеста сюрреализма, как бы предваряют поиски модернизма.

течения модернизма первой половины XX в.: анти буржуазная, бунтарская направленность уживалась в них с антидемократической идейно-художественной сущностью. К концу 10 - началу 20-х гг. модернизм пережил острый кризис; значительная часть его сторонников (П. Пикассо, А. Дерен и др.) обратились к реальной действительности. К середине XX в. ряд течений модернизма (как обратившихся к рациональной, "чистой", максимально геометризованной форме, так и базирующихся на принципах иррационализма, воспринимающих мир в фантастическом зеркале подсознания), принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлечённых, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм), органически "вписались" в буржуазную культуру и буржуазный быт, стали официально признанным искусством.

С именем Пикассо связано возникновение кубизма (франц. cubisme, от cube - куб), модернистского течения в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 г. французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин "кубизм" вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал "Авиньонские девушки". В 1908 в Париже образовалась группа "Батолавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы кубизма.

Идеологи кубизма опирались на определенные идеи Платона, Канта и Гегеля (по оценке Рейнгардта, "сын пармского крестьянина Жюль Брак усвоил философию в застольных разговорах начала века") и программно ставили своей целью моделирование возможных миров: искусство предстает не как изобразительная, но как конструктивная деятельность. В рефлексивной самооценке Х.Гриса, "кубизм есть только новый способ представления вещей", и, согласно "Манифесту кубизма" (1912), кубистское произведение есть концепция мира, созданная посредством знаковых кодов. (В этом отношении эволюция художественной программы кубизма претерпевает ту же эволюцию, что и экспрессионистская: от "бунта против вещей" и презумпции "выразить то, что было в нас самих" у раннего П.Пикассо — до его же программного требования "слиться с объектом", т.е. "скорее изображать вещи такими, какими их знают, чем такими, какими их видят".

Сюрреализм – это модернистское направление в литературе, кино и изобразительном искусстве. Зародилось оно во Франции в 1920-х годах и оказало огромнейшее влияние на западную культуру. Данное направление характеризуется причудливостью, иррационализмом, несоответствием существующим стандартам.

Известный художник Дали Сальвадор, используя такое направление как сюрреализм, не обошел стороной ни одной темы того времени: атомная бомба, гражданские войны, сексуальная революция, католическая вера, нацизм и т.д. Сальвадор Дали способен был создавать резонанс во всех областях искусства, в которых начина свою деятельность.

Порой причудливые и даже шокирующие сочетания изображений на полотнах художника, поражали его современников своей реалистичностью выдуманных сюжетов. Жизнь и творчество художника всегда были окутаны тайной, несмотря на то, что он вел публичный образ жизни. Поразительно и то, что сюрреалистические работы Дали выглядят довольно актуально и современно и в наши дни.