logo search
Текст лекций

Предпроектные исследования. Реконструкция планировочной структуры города

Наиболее важными с точки зрения формирования гипотезы рекон­струкции и развития планировочной структуры города являются раз­делы комплексных предпроектных исследований:

1.Выявление зоны влияния города для определения прямых и об­ратных связей с окружающей территорией и уточнение границ, в пре­делах которых они интенсивны и устойчивы. Это вызвано необходимо­стью определения численности пригородного населения/пользующего­ся системой городского общественного обслуживания, а также грани­цы трудовых, культурно-бытовых, рекреационных и других контактов населения города с пригородной зоной. В ходе исследований устанав­ливаются границы зоны загрязнения воздушного бассейна, выделяются площади активного давления города на природный ландшафт и расти­тельность, пределы изменения инженерно-геологических условий при­легающих территорий. Анализ проводится для проектирования необхо­димых природоохранных мероприятий q целью сохранения основных ком­понентов природной среды и ценных природных ландшафтов,

2.Анализ внутригородского расселения, в процессе которого выявляется его зависимость от привлекательности районов, качество жилого фонда, близость к местам приложения труда, количество и состав объектов общественного обслуживания, санитарно-гигиенические характеристики среды, плотность населения, качество трассиров­ки коммуникаций и маршрутов общественного транспорта; На уровне города характеристики расселения определяют по следующим парамет­рам :направления наиболее целесообразного роста города и его эле­ментов; размещение фокусов тяготения и развитие системы городско­го центра; функциональное зонирование территории; мероприятия по реконструкции транспортной структуры и организации системы общественного пассажирского транспорта.

3. Изучение транспортной структуры и условий обслуживания.

Разбор функциональной структуры на основе поквартального исследования соотношения жилой и общественных функций.

В процессе экологического анализа выделяются пространства с дискомфортными микроклиматическими характеристиками» неудобные для освоения, определяется соответствие городских территорий нор­мативным требованиям санитарной гигиены и охраны среды. Это слу­жит основанием для разработки схем планировочных ограничений, функционального зонирования, мероприятий по улучшению городской сре­ды и определяет направление реконструкции всей планировочной структуры.

6. Цель комплексного экономического анализа состоит в опре­делении необходимых затрат на реконструкцию. историко-градостроительные исследования. Результатом их является опорный план, в котором фиксируются памятники градостро­ительства и архитектуры, т.е. сеть улиц, площадей, элементы древ­ней планировки, трассы городских укреплений, система застройки, исторические ансамбли, композиционные связи, доминанты, зоны панорамного восприятия и влияния исторических элементов, памятники ис­тории и культуры; ценные элементы природного ландшафта, археоло­гические зоны. На основе опорного плана разрабатываются схемы зонирования территорий по режимам реконструкции в зависимости от данности исторической планировки и застройки.

8. Обзор градостроительной композиции города включает следу­ющие моменты:

анализ структуры, выявляющий элементы, которые несут основную нагрузку, т.е. оси, ориентиры и узлы, доминантные точки ландшафта; фиксирующий зоны влияния значительных компонентов ландшафта (ценная растительность, крупные акваторий, памятники природы);

Результаты комплексного предпроектного анализа являются осно­вой для разработки программы реконструкции и определения путей реализации.

Одной из причин, вызывающих реконструкцию ,является рост города, что влечет и определенные перестройки внутренней структу­ры. Характер развития определяется "врожденными" свойствами са­мой планировки, своего, рода генетическим кодом. При развитии и ре­конструкции возможны два подхода: путем формирования новой плани­ровочной структуры и па основе сложившейся .

Опыт проектирования и реализации комплексных программ в круп­нейших городах у нас и за рубежом свидетельствует о том, что в условиях активного роста города предпочтителен первый путь: переход от замкнутых, концентрических схем к открытым, свободно раз­вивающимся структура;. На этой основе разработаны широкомасштаб­ные проекты перестройки Парижа, Копенгагена, Токио, генеральные планы Киева, Минска, Новосибирска. Такой подход отчетливо просле­живается в работах по генеральному плану реконструкции Москвы.

Второй путь частичной трансформации характерен для относи­тельно медленного, равномерного развития. Перестройка планировоч­ной структуры осуществляется путем замены, усиления отдельных элементов, не затрагивая при этом основополагающего принципа сло­жившейся организации.

Предпочтительнее сочетание этих подходов: изменение городского плана в соответствии с новыми условиями и потребностями развития. Такое совмещение можно охарактеризовать как эволюционное обновление. Речь идет не о том, чтобы отказаться от поисков нового о том, чтобы вести эти поиски более конструктивно и реалистично.

Принципиально важно для такого подхода то, что в результате наложения старой и новой планировочной структур создается единый каркас города, обеспечивающий их совместную работу. Он имеет об­щие для всех входящих элементов центры тяготения, функциональные связи и пространственные доминанты. Однако в рамках интеграции сохраняется определенная самостоятельность каждой из совмещенных структур. Старая не уничтожается в угоду новой; она остается жизнеспособной и преобладает в границах обособленной части едино­го городского плана. Новая в свою очередь придает иные функцио­нально-пространственные характеристики территориям, которые попа­дают в сферу ее активного вмешательства.

Важную роль в формировании городского каркаса приобретают места их пересечения, которые часто становятся главными узлами обновленного, развивающегося городского плана, средоточием активности.

Особая роль внеуличного транспорта позволяет сделать выводы в отношении современных методов и практики реконструкции:

  1. Транспортные коридоры должны быть сознательно положены в основу градостроительного плана и составить каркас новой планиров­ки активное освоение, концентрация вблизи них центрообразующих функций может существенно повлиять на улучшение планировки.

  2. Сложившиеся компактные массивы городов проявляют тенден­ции к линейному и радиальному развитию по направлениям коммуника­ций внешнего транспорта. Отдельные разобщенные жилые, промышлен­ные , научные комплексы и другие объекты срастаются в ленты, а затем снова преобразуются в компактный центрический{ но уже более значительный по площади)город или агломерацию. При этом инерция освоения территорий, прилегающих к транспортным коммуникациям, столь велика, что застройка постепенно заполняет открытые про­странства, вытесняя нередко ландшафтные - зоны.

Развитие определяется требованиями обеспечения взаимосвязи вновь освоенных пространств со сложившейся функциональной и пла­нировочной организацией города, включения новых территорий и эле­ментов в его структуру.

Существует четыре основных тенденций построения планировоч­ных схем реконструкции города:

11 компактно-концентрическое развитие - освоение свободных территорий вокруг города; в этом случае совершенствуют его струк­туру в пределах городской черты, стремятся к компактным схемам, сдерживающим протяженность транспортных коммуникаций;

2) направленное развитие, т.е. производственные и селитебные территории развиваются параллельно, создавая поточно-линейную схему города, или избирают несколько направлений, применяя направленно-полосовую структуру;

3) расчлененное развитие - возведение новых производственно- - селитебных комплексов, территориально не связанных с городом

главное внимание концентрируется не только на упорядочении город­ских территорий, но и на создании меняющихся во времени плани­ровочных решений, предусматривающих превращение замкнутых струк­тур в открытые, не препятствующие перспективному росту города;

4) создание компактного города, который в пределах агломе­рации имеет устойчивые связи с другими населенными пунктами, по­степенно превращаемыми в.города-спутники, структура которых, позволяет ограничить .их территорию оптимальными размерами. Городам-спутникам передают такие функции, как отдых, воспитание детей, спорт "у порога дома" и заботы о благоустройстве быта. За счет того, что они "отбирают" часть функций у города-метрополии, про­странство последнего может сохраняться в стабильных границах.

Территорию города-метрополии реконструируют, подчиняя совре­менным принципам градостроительства. Здесь формируют соподчинен­ную систему обслуживания, используя вложившуюся и зачастую уни­кальную систему учреждений, обновляют ветхую застройку, расширя­ют и реконструируют улицы, часть которых превращают в скоростные магистрали. Общую планировочную структуру сохраняют: Улицы, прев­ращаемые в магистрали, удлиняют, создавая внешние транспортные коммуникации, которые связывают город со спутниками.

Подобный принцип приемлем как для радиально-кольцевых, так и для прямоугольных городов. Первые развивают за счет удлинения некоторых радиальных улиц, а вторые - за счет выделения главных магистралей и продления их за черту города. Создание городов-спутников характерно для реконструкции крупнейших городов, развиваю­щихся на протяжении многих веков и имеющих сложную схему. Как правило, в результате эволюции складываются традиционные производ­ственные и культурно-бытовые связи с окружающими поселениями, на­рушение которых нежелательно.

Выбор площадок для развития города основывается на природе его функциональных связей с прилегающей территорией; экологических условиях, характеризующих варианты развития; размещении различных элементов, определяемом удобством контактов ниш, требованиями сохранения природных и исторических ландшафтов; условиях развития градостроительной композиции.

В настоящее время назрела необходимость в преобразовании планировочных структур сибирских городов в более открытые системы. Идут процессы постепенной урбанизации радиальных направлений на вылетных транспортных коммуникациях вдоль рек и водохранилищ; Рост городов при бессистемном процессе их растекания по всей пло­щади в границах городской черты с традиционной сетью уличного многомаршрутного, мало скоростного транспорта затрудняют решение транспортной проблемы, вытесняются крупные зеленые массивы.

Наметилась тенденция к территориальному равновесию и симметричному размещению застройки относительно акватории, вдоль основной водной артерии. Включение бассейнов крупных сибирских рек и водохранилищ в композицию является сложной задачей в силу боль­ших открытых пространств между районами застройки противоположных берегов, достигающих 3,5-4,5 км в ширину.

Наряду с крупными реками не менее важную роль должна сыграть система малых рек. Застройка по их берегам требует небольшого мас­штаба и приемов, которые бы подчеркивали особенности микроклимата, а не нарушали естественной живописности руслового очертания. В су­ровых климатических условиях Сибири использование бассейнов малых рек как рекреационных зон имеет особенно большое значение, т.к. открытые продуваемые пространства больших рек в холодные месяцы безлюдны, а внутренние районы функционируют активнее. Учитывая эти особенности, при прогнозировании развития городов необходимо выделять крупные речные артерии и водоемы как главные оси плани­ровочной структуры города; малые реки, притоки и водоемы как эле­менты внутренней структуры; водохранилища как зоны пригородного расселения, отдыха и туризма.