Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).
Владимирский Успенский собор – это главный кафедральный собор Древней Руси. Время постройки – 1158-1161 годы. Храм 6-столпный, крестово-купольный, белокаменный. Храм отличался роскошью убранства. По стенам шёл поясок из висячих колонок – аркатурно-колончатый пояс. Между колонками были написаны фигуры святых, а сами колонки обиты позолоченной медью. Золотом сверкали двери церкви, простенки между окнами барабана, закомары и главы собора. И снаружи, и внутри здание украшали скульптура и роспись. Сверху на молящихся смотрели львы – геральдические животные Владимирского княжества. Обилие скульптуры. Как и сама техника белокаменной кладки, свидетельствовало о выходе за рамки византийской традиции.
Позднее, в 15 веке, собор будет расписан фресками со сценами Страшного Суда. Авторы: Андрей Рублёв и Даниил.
После женитьбы князя московского Ивана 3 на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Русь стала претендовать на почётное место не только в православном, но и в западном мире. Такой брак обеспечивал правителю Московского государства новый статус и закладывал основу будущей концепции «Москва – третий Рим». Согласно ей, славу первого Рима унаследовал второй Рим – Константинополь, а наследницей Константинополя после его завоевания турками стала Москва. В Москву были приглашены итальянские зодчие для обустройства Кремля.
Иван 3 пожелал полностью перестроить крепость. Сменить почти все кремлёвские храмы новыми и дополнить ансамбль другими постройками. Первым был затронут Успенский собор, этим занимался архитектор из итальянского города Болонья Аристотель Фьораванти. А в качестве образца итальянцу указали Успенский собор во Владимире, так как идея искусства Владимирского княжества и в 15 веке оставалась актуальной.
Аристотель дал свою образную интерпретацию древнего храма. При внешнем сходстве с древнерусской архитектурой его создание проникнуто духом итальянского Ренессанса и более напоминает дворец, чем храм.
Новый Успенский собор Московского Кремля (1475-79) по существу не является крестово-купольной постройкой. Его интерьер делится на одинаковые квадратные ячейки, перекрытые крестовыми сводами. Так что в плане здания отсутствует центральный крест из широких пересекающихся нефов. Обычные для русских храмов столбы итальянец заменил гигантскими круглыми колоннами, а фасады сделал по возможности симметричными. Из русских деталей Фьораванти использовал аркатурно-колончатый поясок, взятый из Владимирского Успенского собора. Кроме этого, он искусно замаскировал апсиды, храм получил равномерное членение. С запада примкнуло открытое крыльцо в виде балдахина с арками.
- Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
- Вопрос 71. Характеристика Успенского собора во Владимире (12 век) и Успенского собора на территории Московского Кремля (архитектор Аристотель Фьораванти).
- Вопрос 72. Характеристика Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин).
- Вопрос 73. Характеристика храма Василия Блаженного (Покровского Собора) 16 века.
- Вопрос 74. Архитектурные памятники барокко Доменико Трезини в Петербурге.
- Вопрос 75. Архитектурные памятники барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
- Вопрос 76. Скульптура 18 века. Творчество Эжена Фальконе, Фёдора Шубина.
- Вопрос 77. Создание Академии художеств и её роль в развитии русского искусства.
- Вопрос 78. Романтизм в русской живописи 19 века. Творчество Василия Тропинина и Карла Брюллова.
- Вопрос 79. Реализм в русской живописи 19 века. Творчество Алексея Венецианова и Павла Федотова.
- Вопрос 80. Реализм в русской живописи. Творчество Павла Федотова и Василия Перова.
- Вопрос 81. История создания Товарищества передвижных художественных выставок. Круг мастеров.
- Вопрос 82. Исторический жанр в русской живописи 19 века. Творчество Василия Сурикова.
- Вопрос 83. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Сильвестра Щедрина и Алексея Саврасова.
- Вопрос 84. Пейзажная живопись 19 века. Творчество Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
- Вопрос 85. Собиратели Третьяковы и «Третьяковка».