logo search
Стратегии и технологии коммуникации

Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.

Есть достаточно разное объяснение содержания данных стратегий. Первое правило – хорошая коммуникация, это источник энергии, залог выполнения и достижения целей. Для этого нужно представлять, что такое коммуникация.

Первая концепция – это концепция Пола Ватцлавика (у него имеется ряд работ) – 1921 год (австриец), специалист в философии и психиатрии, преподает в Стэндфордском Университете. Он анализировал западное общество, когда вербальная стратегия не совпадает.

Коммуникативные стратегии осуществляются по следующим правилам:

Процесс коммуникации содержит в себе уровень содержания (информация) – коммуникация.

Уровень отношения – те отношения, которые выстраиваются между отправителем и получателем.

Основания для коммуникации: она может возникать без причин, чтобы взаимодействовать с людьми не обязательно должна быть причина. Начало коммуникации всегда субъективно, второй стороне может быть не совсем понятно зачем, почему и когда. Возникает вопрос – какая может быть реакция у получателя.

Симметричная коммуникация – это отношения, построенные на равноправии. Это стремление к равноправному отношению, не использованию друг друга.

Комплементарная коммуникация – это дополнение друг друга, существует взаимодополнение и создается ощущение, что человек не может без другого.

Ассиметричная коммуникация – это коммуникация людей с разным уровнем и положением в обществе.

Он выступал за первые две коммуникации и стремился больше к симметричной коммуникации.

Вторая концепция – Фридман Шульц Фон Тун (немец), профессор психологии Гамбургского Университета. У него есть работа, которая вышла в 1998 году – «Говорить друг с другом».

Коммуникативные модели (элементы) – модель с 4мя ушами.

В своей работе он выделяет несколько элементов (которые определяют контент коммуникации):

Предметное содержание – главное в предметном содержании это степень понятности. Речь идет о том, что человек должен иметь в виду 4 особенности высказывания:

Самовыражение – в каждом предложении человек выражает информацию о себе.

Отношения – отношение к информации, которую он получает, может быть различным, возникает вопрос лишь о том, будет ли человек это демонстрировать.

Обращение – мы сообщаем что-то не просто так, а с намерением повлиять, подтолкнуть, мотивировать к чему-либо.

Тип стратегии: согласованная (не противоречат, слушают, взирают и т.д.) и не согласованная.

Все эти факторы составляют собой теорию внутреннего хауса. Он в основном возникает из-за того что потребности возникают на подсознательном уровне. Сообщение возникает на подсознательном уровне, а то, что мы говорим – осознанное.

Третья концепция – Джо Луфт и Гарри Ингам (американцы), они сопоставляют 2 явления: внешний образ человека и его внутренние представления о собственном «Я», взаимодействие между внутренним и внешним «Я». Воспринимание себя глазами других людей – внешнее «Я». Они создали модель, которая называется «Джогари-Окна».

1

3

2

4

Первый квадрат – обозначает открытые стороны личности – человек сам открывает свои черты людям.

Второй квадрат – скрытые черты/стороны, эти стороны известны самому человеку, но окружающим они не известны.

Третий квадрат – слепые, они содержат такие личности поведения, которые он сам не осознает, но их замечают другие.

Четвертый квадрат – неизвестные, никому недоступные.

Все стратегии коммуникации строятся в комбинацию, это может быть стратегии, когда 2 человека общаются относительно той области, в которой они профессионалы.

Четвертая концепция – Эрик Берн (канадец), модель «Транс-активного анализа». Смысл данного анализа – это метод, который способен помочь людям сделать общение более эффективным, это развитие личного потенциала.

Берн выделяет 3 сущности человека:

Берн считает, что вся наша жизнь это сценарий, который мы пишем сами для себя.

Пятая концепция – Нэд Герман, в основном у него модель коммуникации обучающаяся, коммуникационные модели формируются в процессе обучения. В основе этих моделей лежит развитие стиля мышления. Парирует либо образным, либо эмоциональным мышлением.