logo
Стратегии и технологии коммуникации

Тема №3 – Коммуникация, как обмен.

Модернистские теории коммуникации – коммуникации, как обмен и его последствия:

1 доктрина – доктрина Ричарда Эмерсона (1925 – 1982 год). Коммуникация у него представлена как процесс социального обмена. В коммуникации существует определенная цель, задача и т.д. Понимание коммуникации, как социального обмена, тесно связано с теорией «Социальной сети».

  1. Любое общество представляет собою устойчивые взаимосвязи, основанные на зависимости. Все взаимодействия он рассматривал как зависимость.

  2. Неопределенность вознаграждения в условиях социального обмена. Эта определенность связана со сложностью и неупорядоченностью взаимодействий, возникает ситуация формирования специфической мотивации – обещали одно а не сделали. Это приводит к рискам, поэтому люди включаются в сетевой обмен, подвергают себя определенным рискам. Объединения могут иметь различные интересы и т.д. Вероятность получения вознаграждения зависит от того, какими ресурсами обладает человек и насколько он приближен к власти.

Современное общество характеризует вирус недоверия в обществе. Динамика недоверия, прежде всего, зависит от того, что коммуникатор и реципиент не договорились между собой. Любой обмен связан с риском, уровень риска зависит от:

Минимизируется риск – повышается доверие. Минимизация риска повышается от репутации, репутация компании складывается из внешнего вида компании; достижений этой компании и репутация компании в СМИ и т.д. Чем выше уровень доверия – тем лучше. Доверие никогда не бывает статичным, оно может расти и падать.

2 доктрина – Теория рационального выбора, коммуникации как рациональный выбор. Автором является американский исследователь Джеймс Коулмен (1926 – 1995 год).

Основная его идея состоит в том, что:

  1. В основе поведения человека лежит всегда эгоистический мотив или методологический индивидуализм. Человек все время преследует свои собственные интересы.

  2. Каждый человек стремится к максимизации прибыли.

  3. Человек поступает и действует только рационально – поведение изначально продумано, никакого альтруизма.

  4. Минимизация издержек при максимизации прибыли.

Действия людей ориентированы на достижение цели. Коммуникация на основе эмпатии, сочувствия – невозможна.