Тема №3 – Коммуникация, как обмен.
Модернистские теории коммуникации – коммуникации, как обмен и его последствия:
1 доктрина – доктрина Ричарда Эмерсона (1925 – 1982 год). Коммуникация у него представлена как процесс социального обмена. В коммуникации существует определенная цель, задача и т.д. Понимание коммуникации, как социального обмена, тесно связано с теорией «Социальной сети».
Любое общество представляет собою устойчивые взаимосвязи, основанные на зависимости. Все взаимодействия он рассматривал как зависимость.
Неопределенность вознаграждения в условиях социального обмена. Эта определенность связана со сложностью и неупорядоченностью взаимодействий, возникает ситуация формирования специфической мотивации – обещали одно а не сделали. Это приводит к рискам, поэтому люди включаются в сетевой обмен, подвергают себя определенным рискам. Объединения могут иметь различные интересы и т.д. Вероятность получения вознаграждения зависит от того, какими ресурсами обладает человек и насколько он приближен к власти.
Современное общество характеризует вирус недоверия в обществе. Динамика недоверия, прежде всего, зависит от того, что коммуникатор и реципиент не договорились между собой. Любой обмен связан с риском, уровень риска зависит от:
Взаимодействия социальных структур (доверие власти и т.д.).
Информация, которой располагают сами субъекты.
Минимизируется риск – повышается доверие. Минимизация риска повышается от репутации, репутация компании складывается из внешнего вида компании; достижений этой компании и репутация компании в СМИ и т.д. Чем выше уровень доверия – тем лучше. Доверие никогда не бывает статичным, оно может расти и падать.
2 доктрина – Теория рационального выбора, коммуникации как рациональный выбор. Автором является американский исследователь Джеймс Коулмен (1926 – 1995 год).
Основная его идея состоит в том, что:
В основе поведения человека лежит всегда эгоистический мотив или методологический индивидуализм. Человек все время преследует свои собственные интересы.
Каждый человек стремится к максимизации прибыли.
Человек поступает и действует только рационально – поведение изначально продумано, никакого альтруизма.
Минимизация издержек при максимизации прибыли.
Действия людей ориентированы на достижение цели. Коммуникация на основе эмпатии, сочувствия – невозможна.
- Стратегии и технологии коммуникации. Тема №1 – Коммуникативная стратегия: методология анализа.
- Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.
- Коммуникативная стратегия в современной социальной философии (социологии, соц. Философия, коммуникатология).
- Тема № 2 Коммуникативные стратегии – модели поведение обывателя и потребителя.
- Тема №3 – Коммуникация, как обмен.
- Тема 4. Коммуникации в условиях Постмодерна.
- Тема 5 - Теория коммуникации в концепции Томаса Лукмана.
- Тема №6 – Формирование стратегии позиционирования и продвижения продукта (рекламного, информационного и т.Д.).
- Тема №7 – Модели поведения и факторы их обуславливающие.
- Роли, которые мы играем.
- Технология манипулятивной коммуникации.
- Вербальные манипулятивные технологии.
- Приемы для распознания лжи:
- Каскадная техника прерывания – кпд.
- Технология противодействия манипулятивным коммуникациям: уловки и их нейтрализация.
- Коммуникации в условиях конфликта.
- Управление конфликтными коммуникациями.
- Правила преодоления конфликтов:
- Стили или технологии, правила для тех или иных ситуаций конфликта.
- Управление конфликтами.
- Стратегии и технологии продвижения.
- Стратегия продвижения товара на рынке.
- Стратегия «Наведения мостов».
- Стратегия нейтрализации негативного сообщения.
- Концепции коммуникации Дж. Ритцера.