Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.
Есть достаточно разное объяснение содержания данных стратегий. Первое правило – хорошая коммуникация, это источник энергии, залог выполнения и достижения целей. Для этого нужно представлять, что такое коммуникация.
Первая концепция – это концепция Пола Ватцлавика (у него имеется ряд работ) – 1921 год (австриец), специалист в философии и психиатрии, преподает в Стэндфордском Университете. Он анализировал западное общество, когда вербальная стратегия не совпадает.
Коммуникативные стратегии осуществляются по следующим правилам:
не общаться нельзя (даже молчание содержательно);
каждый коммуникативный процесс имеет содержание или 2 аспекта (аспект содержания и аспект отношения);
коммуникативная стратегия может быть комплементарной (когда субъекты партнеры или равноправны) или не комплементарной (ассиметричной, когда люди занимают разные позиции в обществе).
Процесс коммуникации содержит в себе уровень содержания (информация) – коммуникация.
Уровень отношения – те отношения, которые выстраиваются между отправителем и получателем.
Основания для коммуникации: она может возникать без причин, чтобы взаимодействовать с людьми не обязательно должна быть причина. Начало коммуникации всегда субъективно, второй стороне может быть не совсем понятно зачем, почему и когда. Возникает вопрос – какая может быть реакция у получателя.
Симметричная коммуникация – это отношения, построенные на равноправии. Это стремление к равноправному отношению, не использованию друг друга.
Комплементарная коммуникация – это дополнение друг друга, существует взаимодополнение и создается ощущение, что человек не может без другого.
Ассиметричная коммуникация – это коммуникация людей с разным уровнем и положением в обществе.
Он выступал за первые две коммуникации и стремился больше к симметричной коммуникации.
Вторая концепция – Фридман Шульц Фон Тун (немец), профессор психологии Гамбургского Университета. У него есть работа, которая вышла в 1998 году – «Говорить друг с другом».
Коммуникативные модели (элементы) – модель с 4мя ушами.
В своей работе он выделяет несколько элементов (которые определяют контент коммуникации):
Любая коммуникация имеет предметное содержание;
Любая коммуникация имеет аспект отношений;
Аспект самовыражения (проявление себя в разговоре);
Аспект обращения (когда человек обращается к кому-то, он желает на кого-то или на что-то повлиять).
Предметное содержание – главное в предметном содержании это степень понятности. Речь идет о том, что человек должен иметь в виду 4 особенности высказывания:
простота, информация должна быть изложена конкретно, предметно и интересно;
план, связующая нить изложения не должна прерываться, один факт за другим;
краткость и выразительность, речь идет о том, что нужно сообщить нужную мысль коротко и выразительно;
стимулирование, текст должен быть читабельным и увлекательным.
Самовыражение – в каждом предложении человек выражает информацию о себе.
Отношения – отношение к информации, которую он получает, может быть различным, возникает вопрос лишь о том, будет ли человек это демонстрировать.
Обращение – мы сообщаем что-то не просто так, а с намерением повлиять, подтолкнуть, мотивировать к чему-либо.
Тип стратегии: согласованная (не противоречат, слушают, взирают и т.д.) и не согласованная.
несогласованности по контенту (содержание противоречит ситуации – оксюморон);
определенное несогласование, которое формируется с помощью мимики и жестов;
выражающееся в интонации несогласование.
Все эти факторы составляют собой теорию внутреннего хауса. Он в основном возникает из-за того что потребности возникают на подсознательном уровне. Сообщение возникает на подсознательном уровне, а то, что мы говорим – осознанное.
Третья концепция – Джо Луфт и Гарри Ингам (американцы), они сопоставляют 2 явления: внешний образ человека и его внутренние представления о собственном «Я», взаимодействие между внутренним и внешним «Я». Воспринимание себя глазами других людей – внешнее «Я». Они создали модель, которая называется «Джогари-Окна».
-
1
3
2
4
Первый квадрат – обозначает открытые стороны личности – человек сам открывает свои черты людям.
Второй квадрат – скрытые черты/стороны, эти стороны известны самому человеку, но окружающим они не известны.
Третий квадрат – слепые, они содержат такие личности поведения, которые он сам не осознает, но их замечают другие.
Четвертый квадрат – неизвестные, никому недоступные.
Все стратегии коммуникации строятся в комбинацию, это может быть стратегии, когда 2 человека общаются относительно той области, в которой они профессионалы.
Четвертая концепция – Эрик Берн (канадец), модель «Транс-активного анализа». Смысл данного анализа – это метод, который способен помочь людям сделать общение более эффективным, это развитие личного потенциала.
Берн выделяет 3 сущности человека:
«я ребенок» – спонтанное и импульсивное желание и поведение, на поведение человека влияет его опыт (свойственна фраза: я хочу, прикольно, классно и т.д.);
«я взрослый» – модель реагирует на внешний мир, чувства и поведения, в соответствии с конкретной ситуацией, в нем развита самокритика, автономия (я думаю, я полагаю, на мой взгляд, я считаю и т.д.);
«я родитель» – сформирован на основе норм и стандартов, получаемых от родителей, старших, поучение (если бы я был на твоем месте и т.д.).
Берн считает, что вся наша жизнь это сценарий, который мы пишем сами для себя.
Пятая концепция – Нэд Герман, в основном у него модель коммуникации обучающаяся, коммуникационные модели формируются в процессе обучения. В основе этих моделей лежит развитие стиля мышления. Парирует либо образным, либо эмоциональным мышлением.
- Стратегии и технологии коммуникации. Тема №1 – Коммуникативная стратегия: методология анализа.
- Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.
- Коммуникативная стратегия в современной социальной философии (социологии, соц. Философия, коммуникатология).
- Тема № 2 Коммуникативные стратегии – модели поведение обывателя и потребителя.
- Тема №3 – Коммуникация, как обмен.
- Тема 4. Коммуникации в условиях Постмодерна.
- Тема 5 - Теория коммуникации в концепции Томаса Лукмана.
- Тема №6 – Формирование стратегии позиционирования и продвижения продукта (рекламного, информационного и т.Д.).
- Тема №7 – Модели поведения и факторы их обуславливающие.
- Роли, которые мы играем.
- Технология манипулятивной коммуникации.
- Вербальные манипулятивные технологии.
- Приемы для распознания лжи:
- Каскадная техника прерывания – кпд.
- Технология противодействия манипулятивным коммуникациям: уловки и их нейтрализация.
- Коммуникации в условиях конфликта.
- Управление конфликтными коммуникациями.
- Правила преодоления конфликтов:
- Стили или технологии, правила для тех или иных ситуаций конфликта.
- Управление конфликтами.
- Стратегии и технологии продвижения.
- Стратегия продвижения товара на рынке.
- Стратегия «Наведения мостов».
- Стратегия нейтрализации негативного сообщения.
- Концепции коммуникации Дж. Ритцера.