logo search
БИЛЕТЫ ПО МХК

2. Творчество Баха.

Иоганн Себастьян Бах (иногда пишут Иоган Себастьян Бах — с одной «н») родился в городе Эйзенах, Германия, и был, пожалуй, наиболее значительным из всей династии Бахов, по крайней мере, в период с 1550 по 1850гг. Он родился в семье музыкантов, но по словам Иоганна Форкеля (который первым написал биографию Баха в 1802 году) среди остальных членов семьи он был "самым исполнительным, самым понятливым и точным учеником, который когда-либо существовал".

Бах остался без родителей еще в юном возрасте, и переехал жить и обучаться музыке к старшему брату. Под строжайшим секретом Иоганн Себастьян изучал музыкальную литературу при свете луны в течение многих месяцев, что, вероятно, и повлияло на последовавшую слепоту.

Решительность вкупе с уверенностью в своей правоте и справедливости, иногда делали Иоганна Себастьяна чрезмерно агрессивным: он часто проявлял несогласие с начальством, хотя, в конце концов, оно его все-таки слушало и оказывало поддержку.

В 1703 году, в возрасте 18 лет, Баха пригласили в Арнштадт, где он получил место органиста. Два года спустя, Иоганн Себастьян поехал в город Любек, чтобы послушать игру Дитриха Букстехуде - самого известного органиста того времени. Бах и Гендель мечтали занять место Букстехуде, но для этого им бы пришлось жениться на одной из его дочерей - это было условие отца. Естественно, ни Бах, ни Гендель не были готовы принести такую жертву.

Бах переехал в Мюлхаузен, где он женился на своей кузине. Через год после свадьбы он занял должность придворного органиста у герцога Вейрнарского. Именно на органе Бах впервые правильно и точно исполняет несколько своих шедевров.

Семейное положение не позволило Иоганну Себастьяну занять более важный и высокооплачиваемый пост. Лишь в 1717 году он получает должности капельмейстера и дирижера у принца Леопольда Анхальткухенского. Это так разозлило герцога Вейрнарского, что он посадил Баха на месяц в тюрьму за "нахальство" и желание оставить Вейрнар.

Принц Леопольд, наоборот, был прекрасным человеком. Поэтому время пребывания у принца стало наиболее плодотворным периодом жизни для Баха. За это время Иоганн Себастьян написал "Brandenburg Concertos" и первые 24 прелюдии и фуги. Хотя данные произведения уже выходили за рамки чисто камерной музыки, Бах продолжал работу в этом направлении.

В 1720 году после смерти жены у Баха осталось на попечении семеро детей. Тем не менее, он смог найти время, чтобы добраться из Люнебурга в Гамбург и посмотреть на захватывающую игру 97-летнего органиста-виртуоза Иоганна Реинкена. Любопытно, что восхищение оказалось взаимным: старый гений не менее восторженно аплодировал молодому Баху.

На следующий год Иоганн Себастьян женился на Марии Магдалене, и это принесло ему материальное благополучие. Он покинул принца Леопольда и получил место кантора в церковной школе в Лейпциге. Одной из обязанностей Баха было написание произведений для хора каждую неделю или каждый святой день в году. Он также учился в хоровой школе и смог организовать профессиональные концерты Collegium Musicum, несмотря на возражения мелких чиновников.

За это время Иоганн Себастьян создал несколько своих великих произведений: "St. John", "St. Matthew Passions", "The Mass in B minor", и "Christmas Oratorio".

В 1749 году Бах поехал в Берлин, чтобы навестить своего сына Карла Филиппа Эмануэля Баха, который в то время служил при дворе у императора Фридриха Великого. Он был приглашен на ужин с императором во дворец в Потсдаме. Там, к всеобщему изумлению, после игры на королевском фортепиано, Бах сочинил три части для фуги на тему, которую предложил сам Фридрих.

В этом же году зрение Баха резко ухудшилось, и он обратился за помощью к хирургу-окулисту Джону Тейлору, который ранее безуспешно оперировал Генделя. Операция вновь прошла неуспешно, и Бах остался совершенно слепым. Вскоре великий композитор умер от паралитического припадка.

В течение целого поколения его имя было едва известно в Лейпциге. Иоганн Себастьян Бах оставался неизвестным до начала XIX века, пока общество Bach Society в Лондоне и ассоциация Bach Gesellschaft в Германии при содействии Шумана и Мендельсона не возобновили интерес к его произведениям.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — непревзойдённый мастер полифонии. Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов. Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха, однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия Singakademie, основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон — их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах — во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке. Без преувеличения, Бах создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени — история музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую.

БИЛЕТ № 12.