logo search
12-Ответы на билеты (Восстановлен) Б

Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль

Россия

1165

Россия, Владимирская область

Построена по повелению князя Андрея Боголюбского в 1 км от Боголюбова на специально насыпанном и укрепленном холме в честь победы над волжскими болгарами. По стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности архитектурного образа, оригинальности скульптуры представляет один из шедевров мирового зодчества.

Церковь Покрова представляет собой четырехстолпный одноглавый придворно-княжеский храм. Первоначально была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму. Луковичная глава установлена в XVII в.

Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы.

Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!) псалмопевцем, восседающим на "троне", у основания которого расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид держит псалтырь. Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также прообразует князя Андрея как мудрого правителя.

В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов. Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду.

Над окнами проходит пояс из 21 женской маски. Они символизируют посвящение храма Деве Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации замысла.

Всего в интерьере храма около 20 таких капителей, целая "львиная сюита". Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но "эпическая" трактовка львиных голов говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю, рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по-видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к реке.