Романская скульптура Оверни? и Прованса.
С XII века огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами «Страшного суда», апокалипсических видений и «Страстей Христовых». Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра, изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. В скульптурном декоре сохранившихся до наших дней памятников большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот — также черта, роднящая с миниатюрой. Бургундская скульптура складывалась под большим влиянием лангедокской. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах — одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением «Страшного суда» в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130—1140). Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична. А вокруг него идет борьба за души человеческие между англами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами — жалкие человеческие души — ожидают решения судьбы. Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особенности. По сторонам портала появляются статуи святых, трактованные под несомненным влиянием античной скульптуры. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами (церковь Сен Трофим в Арле). Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни. Близка прованской скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки позднеантичных традиций. Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс. В конце XII в. была создана скульптура западного, так называемого королевского портала Шартрского собора: в центральном тимпане — изображение Христа в славе, в боковых — Марии с младенцем и сцены «Вознесения». Для французской пластики периода романики характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур. В романскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции. Но зато именно этим областям принадлежит первое слово в эпоху готики. Германия в XI—XII веках страдала от жестоких феодальных усобиц. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. Вместе с тем в Германии рано начали складываться города, которые к XIV—XV вв. достигли большой силы. Именно в этих городах, в основном по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181—1234). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие — крестовые своды. Если для саксонской школы были характерны храмы базиликального типа, вроде уже упоминавшейся церкви св. Кириака, для вестфальской — зальные, как правило, трехнефные с нефами одинаковой высоты, то отличительной чертой рейнской школы является перекрытие по так называемой связанной романской системе.
- Архитектура Каролингского Возрождения.
- Немецкая готическая скульптура. Собор в Наумбурге.
- 3. Романская скульптура в Италии.
- Альбом Вилларе де Оннекура как источник для изучения творческого метода готических мастеров.
- Романская архитектура Ломбардии.
- Реймский собор и программа его скульптурного оформления.
- Романская архитектура Тосканы.
- Церковь Сан-Миньято во Флоренции.
- Флорентийский баптистерий.
- Пизанский собор.
- Пизанская башня
- Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).
- Скульптура собора в Бамберге.
- Романская живопись в Италии.
- Архитектура ранней готики во Франции.
- Живопись римских катакомб.
- Архитектура зрелой и поздней готики во Франции.
- Романская скульптура Испании.
- Готические витражи. Техника, основные школы.
- Англо-ирландская архитектура 7-9 веков.
- «Строгий стиль» в романском искусстве Германии.
- Отгоновская миниатюра 10-11 веков.
- Готическое искусство Италии.
- ????Архитектура светских сооружений романского периода (Германия, Франция, Италия).
- Готическое искусство Англии.
- Романская скульптура Оверни? и Прованса.
- Однобашенные соборы в немецкой готической архитектуре.
- Романская архитектура Бургундии и Оверни.
- «Утрехтская псалтырь» и ее влияние на изобразительное искусство з. Европы.
- Готическое искусство Испании.
- Романская монументальная живопись во Франции.
- Архитектура ранней готики в Германии.
- Англо-ирландская миниатюра 7-9 веков.
- Миниатюра ирландских «Апокалипсисов» 10 – нач. 11 веков.
- Романская архитектура Англии.
- Романская архитектура Испании.
- Монументальная живопись и скульптура Каролингского Возрождения.
- «Имперская» и «Монастырская» архитектура Германии романского периода.
- Памятники остготского искусства в Средиземноморье и на Балканах.
- Декоративно-прикладное искусство периода «варварских королевств» в Северной Европе.
- Романская архитектура Прованса и Пуату.
- Романская скульптура Лангедока.
- Отгоновская архитектура в Германии.
- Памятники романской живописи в Испании.
- Миниатюра и декоративно-прикладное искусство Франции в романский период.
- Искусство Меровингов в Галии.
- Романская архитектура Нормандии.
- Западноевропейская готическая миниатюра. Основные школы и этапы развития, памятники.
- Романская скульптура в Англии.
- Миниатюра периода Каролингского Возрождения.
- Французская готическая скульптура