Пизанский собор.
Самый великолепный памятник тоскано-романской архитектуры находится в Пизе, в XI столетии превосходившей величиной и могуществом Флоренцию. Смелой новизной в архитектуре была сама идея пизанцев построить собор, с крестильней и колокольней, за городом, на открытом поле, так, чтобы эти здания были видны отовсюду, что требовало одинаково тщательной их отделки со всех сторон. Эта группа зданий, несомненно, была бы причислена в древности к чудесам света. Наклонное положение, которое приняла знаменитая Пизанская колокольня вследствие осаждения почвы во время постройки, еще увеличивает, по крайней мере в глазах дилетантов, удивительность всей группы сооружений. Собор, возведением которого управляли мастера Бускет и Райнальд, заложен в 1063 г. и окончен в 1118 г. Уже по плану это единственное в своем роде здание на Западе. Две базилики, в продольном корпусе пятинефная (первоначально только трехнефная), в поперечном - трехнефная, пересекаются между собой, образуя в плане крест. Восточная ветвь креста, а также северная и южная ветви снабжены полукруглыми абсидами. Над продолговатым средокрестием возвышается большой яйцеобразный купол, поддерживаемый уже стрельчатыми арками. Некоторое сходство по плану с церковью в Калат-Симане в Сирии и церковью св. Апостолов в Константинополе объясняется торговыми сношениями приморского города, каким была в то время Пиза, с Востоком. Но по своему общему виду Пизанский собор сооружение отнюдь не византийское, а так как и материал для его драгоценной облицовки доставили богатые мраморные местные залежи, то можно считать его образцом тосканской архитектуры, возникшим на античной основе. В отдельных ветвях креста преобладает древнехристианский базиличный стиль. Средний неф - с плоским потолком, боковые же нефы перекрыты уже романскими крестовыми сводами. Роскошные колонны, соединенные между собой арками, стоят на античных базах и увенчаны по большей части римско-коринфскими и композитными капителями; но в боковых нефах и верхних галереях встречаются уже новокоринфские капители, украшенные фигурами животных. Изящные эмпоры над боковыми нефами открываются в средний неф двойными арками, охваченными большими ложными арками. На стенах, столбах и арках белые и темно-зеленые мраморные плиты чередуются горизонтальными рядами. Интерьер собора производит впечатление торжественной роскоши и гармоничной живописности. Но едва ли еще не роскошнее отделка наружных стен: над высоким нижним ярусом западного фасада, расчлененного семью фальшивыми арками на колоннах, вся верхняя поверхность стены украшена четырьмя ярусами открытых галерей, полуциркульные арки которых покоятся на свободно стоящих колоннах. Такие же галереи над фальшивыми аркадами служат украшением и стен хора. Прочие стенные пространства расчленены более просто, только одними фальшивыми аркадами или пилястрами. Все здание представляет собой монументальное целое, отдельные части которого органически связаны между собой.
В круглом по плану баптистерии, постройка которого начата в 1153 г. Диотисальви, тот же стиль выказывается в еще большей чистоте. Покрытый высоким коническим куполом, баптистерий имеет внутри двухъярусную круговую галерею из коринфских колонн и столбов. Купель и ограду вокруг нее Гвидо Бигарелли из Комо украсил в 1246 г. цветной инкрустацией из мрамора и других горных пород, напоминающей работы Космати, но отличающейся от них стилем. Снаружи, над ложными аркадами нижнего этажа, высится аркадная галерея на свободно стоящих колоннах, позднее снабженная готическими украшениями.
- Архитектура Каролингского Возрождения.
- Немецкая готическая скульптура. Собор в Наумбурге.
- 3. Романская скульптура в Италии.
- Альбом Вилларе де Оннекура как источник для изучения творческого метода готических мастеров.
- Романская архитектура Ломбардии.
- Реймский собор и программа его скульптурного оформления.
- Романская архитектура Тосканы.
- Церковь Сан-Миньято во Флоренции.
- Флорентийский баптистерий.
- Пизанский собор.
- Пизанская башня
- Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).
- Скульптура собора в Бамберге.
- Романская живопись в Италии.
- Архитектура ранней готики во Франции.
- Живопись римских катакомб.
- Архитектура зрелой и поздней готики во Франции.
- Романская скульптура Испании.
- Готические витражи. Техника, основные школы.
- Англо-ирландская архитектура 7-9 веков.
- «Строгий стиль» в романском искусстве Германии.
- Отгоновская миниатюра 10-11 веков.
- Готическое искусство Италии.
- ????Архитектура светских сооружений романского периода (Германия, Франция, Италия).
- Готическое искусство Англии.
- Романская скульптура Оверни? и Прованса.
- Однобашенные соборы в немецкой готической архитектуре.
- Романская архитектура Бургундии и Оверни.
- «Утрехтская псалтырь» и ее влияние на изобразительное искусство з. Европы.
- Готическое искусство Испании.
- Романская монументальная живопись во Франции.
- Архитектура ранней готики в Германии.
- Англо-ирландская миниатюра 7-9 веков.
- Миниатюра ирландских «Апокалипсисов» 10 – нач. 11 веков.
- Романская архитектура Англии.
- Романская архитектура Испании.
- Монументальная живопись и скульптура Каролингского Возрождения.
- «Имперская» и «Монастырская» архитектура Германии романского периода.
- Памятники остготского искусства в Средиземноморье и на Балканах.
- Декоративно-прикладное искусство периода «варварских королевств» в Северной Европе.
- Романская архитектура Прованса и Пуату.
- Романская скульптура Лангедока.
- Отгоновская архитектура в Германии.
- Памятники романской живописи в Испании.
- Миниатюра и декоративно-прикладное искусство Франции в романский период.
- Искусство Меровингов в Галии.
- Романская архитектура Нормандии.
- Западноевропейская готическая миниатюра. Основные школы и этапы развития, памятники.
- Романская скульптура в Англии.
- Миниатюра периода Каролингского Возрождения.
- Французская готическая скульптура