logo
Вопросы по средневековью

«Строгий стиль» в романском искусстве Германии.

В конце X и начале XI вв. возникает строгий простой раннероманский стиль, отличительными чертами которого служат отсутствие украшений, плоские деревянные потолки и неорнаментированные капители колонн. Наиболее полно и ярко романский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI—XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце, Собор в Вормсе (1181 —1234 гг.) был похож на неприступную крепость. Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные башни выглядели суровыми и величественными. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости.

Искусство Германии

Оживление художественной жизни началось в Германии раньше, чем в остальной части Центральной Европы. Водворение более твердого порядка, ровно как и связи с Италией и Византией, создали вновь благоприятную почву для расцвета художественного творчества.

Архитектура

В архитектуре Германии формы романского стиля появились очень рано. Здесь были выражены некоторые новые типы базилики. Во внешнем образе германских базилик большую роль играют башни фасадов и средокрестья, составившие неотделимую часть архитектурного массива. В XII в. романская архитектура вступает в полосу расцвета, испытывая вместе с тем в сильной степени влияние французского и итальянского зодчества.

Живопись

Золотым веком немецкой живописи был рубеж X-XII столетий - период Оттоновской династии. Искусство этого времени носит переходный характер. Высокого расцвета достигла в этот период книжная миниатюра.

Скульптура

В отличие от живописи, скульптура не дала оттоновскому периоду значительного развития. Гораздо больше памятников скульптуры дошло до нас от периода зрелого романтического стиля (XI-XII). Это преимущественно изделия из бронзы, дерева и стука, украшающие интерьеры церквей. Монументальная каменная скульптура не получила в Германии широкого распространения. Наружные стены и порталы немецких церквей либо вовсе лишены скульптуры, либо украшены отдельными вставками. Зато находившиеся внутри церквей надгробия обильно украшались рельефами, а в пролете триумфальной арки над алтарем вешалось большое раскрашенное деревянное распятие.