Романская скульптура Испании.
От эпохи романского искусства в Испании самостоятельных скульптурных памятников сохранилось сравнительно немного.
Это статуи Богоматери, распятия и гробницы, близкие по характеру к монументальной скульптуре, сэязанной с архитектурным ансамблем и служащей главным образом декоративным оформлением церковных порталов. К лучшим образцам ранней романской пластики Испании принадлежат рельефы клуатра в церкви Сан Доминго де Силос в Бургосе, в частности композиция .«Путь в Эммаус» (последняя треть 11 в.) (илл. 320). В 12 в. испанскими мастерами были созданы произведения высокой художественной ценности. Особенно значительны три памятника: скульптуры апостолов, украшающие капеллу св. Михаила в соборе. Овьедо (так называемый Священный зал), статуи западного портала церкви Сан Висенте в Авиле и портал собора Сант Яго де Компостела, исполненный мастером Матео в 1183 г.
Подчеркнутая условность форм и известная косность пластической массы в указанных памятниках 12 столетия были уже во многом преодолены. Здесь зарождались новые тенденции, заметные черты перехода к образной системе готической скульптуры, тем более заслуживающие внимания, что. они возникли в Испании раньше, чем в других государствах Европы. Особенно интересен в этом смысле знаменитый выходящий в нартекс собора Сант Яго портал, называемый Портиком славы (илл. 318). Он состоит из трех монументальных арок. В тимпане центральной, самой большой по размерам арки изображен Христос во славе, святые и ангелы. Великолепный, богато декорированный архивольт украшен двадцатью четырьмя фигурами апокалипсических старцев с музыкальными инструментами. На столбах в виде своеобразных кариатид расположены статуи пророков и апостолов. Скульптор изобразил и самого себя коленопреклоненным у ног покровителя собора — св. Иакова, фигура которого помещена на центральном столбе. Все элементы этого величественного портала приведены мастером Матео в гармоничное композиционное единство.
В фигурах портала, массивных и приземистых, еще много условного; их позы и жесты довольно однообразны и скованны. Однако скульптор стремился раскрыть в традиционных образах характеры. Преобладают в основном два типа: образ старца-мыслителя, в котором подчеркнуты его патриархальное величие, погруженность в себя, и образ юноши, олицетворяющий наивную восторженность, душевную чистоту и созерцательность.
Изображая момент «священной беседы», мастер пытался преодолеть статичную замкнутость образов, передать их единое эмоциональное состояние. Творчество Матео представляет собой значительный этап в развитии западноевропейской скульптуры 12 в.
В романский период в Испании была распространена деревянная раскрашенная скульптура — одна из отраслей народного ремесла. Примитивная и еще неумелая по выполнению, она не лишена своеобразной грубоватой экспрессии (группа «Снятие со креста» в церкви Сан Хуан де ла Абадесас в Хероне, начало 13 в.).
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- Архитектура Каролингского Возрождения.
- Немецкая готическая скульптура. Собор в Наумбурге.
- 3. Романская скульптура в Италии.
- Альбом Вилларе де Оннекура как источник для изучения творческого метода готических мастеров.
- Романская архитектура Ломбардии.
- Реймский собор и программа его скульптурного оформления.
- Романская архитектура Тосканы.
- Церковь Сан-Миньято во Флоренции.
- Флорентийский баптистерий.
- Пизанский собор.
- Пизанская башня
- Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).
- Скульптура собора в Бамберге.
- Романская живопись в Италии.
- Архитектура ранней готики во Франции.
- Живопись римских катакомб.
- Архитектура зрелой и поздней готики во Франции.
- Романская скульптура Испании.
- Готические витражи. Техника, основные школы.
- Англо-ирландская архитектура 7-9 веков.
- «Строгий стиль» в романском искусстве Германии.
- Отгоновская миниатюра 10-11 веков.
- Готическое искусство Италии.
- ????Архитектура светских сооружений романского периода (Германия, Франция, Италия).
- Готическое искусство Англии.
- Романская скульптура Оверни? и Прованса.
- Однобашенные соборы в немецкой готической архитектуре.
- Романская архитектура Бургундии и Оверни.
- «Утрехтская псалтырь» и ее влияние на изобразительное искусство з. Европы.
- Готическое искусство Испании.
- Романская монументальная живопись во Франции.
- Архитектура ранней готики в Германии.
- Англо-ирландская миниатюра 7-9 веков.
- Миниатюра ирландских «Апокалипсисов» 10 – нач. 11 веков.
- Романская архитектура Англии.
- Романская архитектура Испании.
- Монументальная живопись и скульптура Каролингского Возрождения.
- «Имперская» и «Монастырская» архитектура Германии романского периода.
- Памятники остготского искусства в Средиземноморье и на Балканах.
- Декоративно-прикладное искусство периода «варварских королевств» в Северной Европе.
- Романская архитектура Прованса и Пуату.
- Романская скульптура Лангедока.
- Отгоновская архитектура в Германии.
- Памятники романской живописи в Испании.
- Миниатюра и декоративно-прикладное искусство Франции в романский период.
- Искусство Меровингов в Галии.
- Романская архитектура Нормандии.
- Западноевропейская готическая миниатюра. Основные школы и этапы развития, памятники.
- Романская скульптура в Англии.
- Миниатюра периода Каролингского Возрождения.
- Французская готическая скульптура