Романская архитектура Ломбардии.
Ломбардия. Одним из самых известных произведений ломбардской романской архитектуры является миланский собор Сант Амброджо. Неф собора состоит из квадратных в плане ячеек, каждая из которых перекрыта четырехчастным крестовым сводом. Три пары ребер подчеркивают конструкцию свода. Опоры, поддерживающие такой свод, имеют сложную форму: к столбу приставлены пилястры или тонкие колоннки, доходящие до пят сводов и затем получающие продолжение в линиях соответствующих ребер. При проектировании интерьера Сант Амброджо ломбардские зодчие впервые использовали т.н. связную систему: две ячейки бокового нефа соответствуют одной в главном. В результате каждая вторая опора поддерживает только малые своды боковых нефов, а поскольку нагрузка на такие опоры оказалась меньше, то стало возможным сделать их более тонкими. Возникло ритмическое чередование более массивных и более тонких опор. Еще одной особенностью ломбардского варианта романского стиля является система передачи давления сводов на наружные стены здания: горизонтальный распор от каждого свода главного нефа передается поперечной аркой, проходящей поверх хоров, расположенных над боковыми нефами, на имеющие дополнительные утолщения наружные стены церкви. Естественным следствием принятой схемы чередования столбов стало и аналогичное чередование внешних выступов - бульшие отвечают основным опорам, меньшие - промежуточным. Новая система сводов с силовыми линиями ребер, а также применение составных (пучковых) опор, чередование главных и промежуточных опор, введение арок для передачи нагрузки на внешние стены не имели прецедентов. Этой системой было связано будущее как романской, так и готической архитектуры. Однако важным ее недостатком является невозможность обеспечить нормальное освещение. Из-за размещения хоров над боковыми нефами высота боковых частей здания стала равна высоте стен главного нефа. Свет, поступающий во внутреннее пространство церкви через верхние окна главного нефа, освещал теперь только хоры, а интерьер центрального и боковых нефов оставался темным. Сант Амброджо очень темная церковь. В целом трактовка деталей здесь более строгая, они обычно довольно сильно акцентированы. В оформлении экстерьера преобладает тот же суровый стиль. Фасад Сант Амброджо украшен рядом крупных арочек. В местах соединения архивольта с опорой каждой арки находятся маленькие консольные полочки. Этот декоративный мотив типичен для ломбардской архитектуры и носит название "ломбардская арка". Германия. В романскую эпоху Священная Римская империя стала ведущей политической силой в Европе. Германские императоры носили и железную корону Ломбардии. Возможно, это способствовало проникновению в Рейнские земли изобретенной в Ломбардии связной системы. Многие романские церкви Германии, среди которых особенно знамениты соборы Падерборна, Майнца, Шпейера и Вормса, очень импозантны. Трансепт устраивался не только с восточной, но и с западной стороны нефа; над обоими средокрестиями, над концами трансепта и по обе стороны апсиды возводились башни. Это придавало сооружениям живописный силуэт.
- Архитектура Каролингского Возрождения.
- Немецкая готическая скульптура. Собор в Наумбурге.
- 3. Романская скульптура в Италии.
- Альбом Вилларе де Оннекура как источник для изучения творческого метода готических мастеров.
- Романская архитектура Ломбардии.
- Реймский собор и программа его скульптурного оформления.
- Романская архитектура Тосканы.
- Церковь Сан-Миньято во Флоренции.
- Флорентийский баптистерий.
- Пизанский собор.
- Пизанская башня
- Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).
- Скульптура собора в Бамберге.
- Романская живопись в Италии.
- Архитектура ранней готики во Франции.
- Живопись римских катакомб.
- Архитектура зрелой и поздней готики во Франции.
- Романская скульптура Испании.
- Готические витражи. Техника, основные школы.
- Англо-ирландская архитектура 7-9 веков.
- «Строгий стиль» в романском искусстве Германии.
- Отгоновская миниатюра 10-11 веков.
- Готическое искусство Италии.
- ????Архитектура светских сооружений романского периода (Германия, Франция, Италия).
- Готическое искусство Англии.
- Романская скульптура Оверни? и Прованса.
- Однобашенные соборы в немецкой готической архитектуре.
- Романская архитектура Бургундии и Оверни.
- «Утрехтская псалтырь» и ее влияние на изобразительное искусство з. Европы.
- Готическое искусство Испании.
- Романская монументальная живопись во Франции.
- Архитектура ранней готики в Германии.
- Англо-ирландская миниатюра 7-9 веков.
- Миниатюра ирландских «Апокалипсисов» 10 – нач. 11 веков.
- Романская архитектура Англии.
- Романская архитектура Испании.
- Монументальная живопись и скульптура Каролингского Возрождения.
- «Имперская» и «Монастырская» архитектура Германии романского периода.
- Памятники остготского искусства в Средиземноморье и на Балканах.
- Декоративно-прикладное искусство периода «варварских королевств» в Северной Европе.
- Романская архитектура Прованса и Пуату.
- Романская скульптура Лангедока.
- Отгоновская архитектура в Германии.
- Памятники романской живописи в Испании.
- Миниатюра и декоративно-прикладное искусство Франции в романский период.
- Искусство Меровингов в Галии.
- Романская архитектура Нормандии.
- Западноевропейская готическая миниатюра. Основные школы и этапы развития, памятники.
- Романская скульптура в Англии.
- Миниатюра периода Каролингского Возрождения.
- Французская готическая скульптура