Однобашенные соборы в немецкой готической архитектуре.
Примером однобашенных соборов может служить собор Фрейбурга, построенный в XIII —XIV веках. Фрайбургский собор был возведен в тот период, когда городом управляли графы из Ураха; их скульптурными портретами украшены аркбутаны западной башни, фланкирующие открытый зал, где вершилось правосудие.
Башня этого собора сооружалась в два этапа. Основание ее было построено в 50-80-х годах XIII века, а восьмигранник и шпиль - между 1280 и 1320 годами. Когда строительные работы были наконец завершены, эта башня повсеместно заслужила славу красивейшей башни в мире. В ее проекте четко просматривается влияние так называемого "плана Г" фасада собора Кельна. Полый восьмигранник опирается на треугольные угловые подкосы, которые в плане образуют в совокупности восьмилучевую звезду. Агрессивная, угловатая и ни в коей мере не отвечающая принципам классической готики, форма этой башни подчеркнута переходом от нижней ее части к верхней - ярусом, которому придана форма двенадцатиконечной звезды. Верхняя часть также полая и соответственно не разделена на этажи. Высота этого пирамидального шпиля составляет 45 м. От его основания к вершине поднимаются восемь ребер. Кроме того, горизонтальными ребрами он разделен на восемь секций с чередующимися формами сквозного ажурного орнамента (в истории готической архитектуры это - несомненное новшество). Вся эта пирамидальная конструкция дополнительно укреплена железными шестернями, скрытыми в стене башни. Не довольствуясь даже столь причудливой архитектурной композицией, зодчий поместил внутри восьмигранника винтовую лестницу высотой в 33 м; более дерзкой лестничной конструкции в ту эпоху мы не встретим ни в одном здании.
Несмотря на то что ажурный шпиль собора Фрайбурга был завершен гораздо раньше, чем шпиль собора в Кельне, создать его едва ли удалось бы без опоры на средневековый кельнский чертеж: выполненный на пергаменте высотой около 4 м, план датируется приблизительно 1300 годом. Согласно недавно полученным археологическим данным, основание южной башни собора в Кельне было выстроено примерно через 50 лет после появления этого чертежа. В 1411 году башня достигла около 50 м в высоту. Фасад собора был разделен на ярусы. Четыре нижних яруса оформлены как пятиосные, несмотря на то что фасад оснащен всего тремя порталами. Эти оси соответствуют пяти нефам здания (центральному и двум парам боковых). Пятый ярус представлен башенными шпилями. Плавный переход к восьмиугольному плану начинается на уровне третьего яруса. Выше этого уровня располагаются свободно стоящие этажи башни. С тех пор однобашенные соборы возводились в Германии неоднократно. Наиболее известен Ульмский собор (законченный только в 19 в. по чертежам 15 в. мастера Матеуса Боблингера). Ульмский собор — второй по величине готический собор Германии после Кельнского собора. Построен он был на средства зажиточных горожан. Во эпоху Средневековья под мощными сводами собора могли разместиться более 20 000 верующих. Массивная западная башня собора высотой 161 метр является самой высокой церковной башней в мире. Башня была достроена только в 1890 году, после многовекового перерыва в строительстве, и именно тогда собор приобрел мировую известность. Со смотровой площадки на башне открывается захватывающая панорама, а в хорошую погоду оттуда видны даже Альпы! Готический кафедральный собор с его гигантской западной башней возвышается в самом центре Ульма. Ульмский собор — бесспорный символ города. Строительство собора было начато в XIV веке и продолжалось еще пять веков.
- Архитектура Каролингского Возрождения.
- Немецкая готическая скульптура. Собор в Наумбурге.
- 3. Романская скульптура в Италии.
- Альбом Вилларе де Оннекура как источник для изучения творческого метода готических мастеров.
- Романская архитектура Ломбардии.
- Реймский собор и программа его скульптурного оформления.
- Романская архитектура Тосканы.
- Церковь Сан-Миньято во Флоренции.
- Флорентийский баптистерий.
- Пизанский собор.
- Пизанская башня
- Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).
- Скульптура собора в Бамберге.
- Романская живопись в Италии.
- Архитектура ранней готики во Франции.
- Живопись римских катакомб.
- Архитектура зрелой и поздней готики во Франции.
- Романская скульптура Испании.
- Готические витражи. Техника, основные школы.
- Англо-ирландская архитектура 7-9 веков.
- «Строгий стиль» в романском искусстве Германии.
- Отгоновская миниатюра 10-11 веков.
- Готическое искусство Италии.
- ????Архитектура светских сооружений романского периода (Германия, Франция, Италия).
- Готическое искусство Англии.
- Романская скульптура Оверни? и Прованса.
- Однобашенные соборы в немецкой готической архитектуре.
- Романская архитектура Бургундии и Оверни.
- «Утрехтская псалтырь» и ее влияние на изобразительное искусство з. Европы.
- Готическое искусство Испании.
- Романская монументальная живопись во Франции.
- Архитектура ранней готики в Германии.
- Англо-ирландская миниатюра 7-9 веков.
- Миниатюра ирландских «Апокалипсисов» 10 – нач. 11 веков.
- Романская архитектура Англии.
- Романская архитектура Испании.
- Монументальная живопись и скульптура Каролингского Возрождения.
- «Имперская» и «Монастырская» архитектура Германии романского периода.
- Памятники остготского искусства в Средиземноморье и на Балканах.
- Декоративно-прикладное искусство периода «варварских королевств» в Северной Европе.
- Романская архитектура Прованса и Пуату.
- Романская скульптура Лангедока.
- Отгоновская архитектура в Германии.
- Памятники романской живописи в Испании.
- Миниатюра и декоративно-прикладное искусство Франции в романский период.
- Искусство Меровингов в Галии.
- Романская архитектура Нормандии.
- Западноевропейская готическая миниатюра. Основные школы и этапы развития, памятники.
- Романская скульптура в Англии.
- Миниатюра периода Каролингского Возрождения.
- Французская готическая скульптура