logo search
12-Ответы на билеты (Восстановлен) Б

Служанка с кувшином молока

Вермер Ян

Нидерланды

Ок. 1658

Амстердам, Риксмузей

Для зажиточной дельфтской буржуазии картины Вермера были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина "Служанка с кувшином молока".

Картина поражает зрителя, прежде всего, своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены.

Фигура служанки вырисовывается на фоне стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Эти краски еще раз выступают в нижней части картины - зеленая скатерть, коричнево-красный кувшин, синий платок на столе.

Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермер сложные живописные задачи. Так, он помещает рядом три предмета, отличающиеся по фактуре и окрашенные в различные оттенки белого: измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные - они и являются одним из главных достоинств его живописи.

В произведениях голландских пейзажистов 17 века передано поэтическое ощущение тесной связи природы с жизнью человека (произведения Яна ван Гойена, Якоба Рейсдала, Яна Вермера Делфтского и др.).