ВВЕДЕНИЕ
Архитектура, или зодчество, -- это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и пр. Все они прочны, удобны и необходимы людям -- это их обязательные свойства. Но есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства -- красота и способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно эти качества и делают архитектуру искусством, и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью дальнейшего развития теории и практики архитектурной деятельности в коммуникативном аспекте в качественно новых социокультурных условиях, связанных с действием закономерностей глобализации мировых культурных отношений.
Объектом исследования в нашей работе является процесс массовой коммуникации и архитектура как часть этого процесса.
Предмет нашего исследования - архитектура как коммуникативное явление.
Цель нашей работы - анализ архитектуры как сферы коммуникативного взаимодействия.
Цель определяет задачи исследования: рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели; выявить особенности архитектуры, как явления массовой культуры; проанализировать архитектуру как коммуникативный процесс.
Источниковой базой для нашего исследования послужили работы ученых, изучающих архитектуру с различных точек зрения, а также труды ученых по теории коммуникации.
Широкое распространение термины «коммуникация», «информация», «коммуникативный диалог» получили с появлением работ Норберта Винера, Клода Шеннона, Гарольда Ласуэлла, а также советских ученых А. Н. Колмогорова, А. Я. Хинчина, А. И. Берга и других, уже к началу 1960-х годов только в зарубежной социологической, философской и психологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации.
Фундамент отечественного архитектуроведения был заложен А.Г. Габричевским еще в 1920-х годах. Комплексная философско-искусствоведческая система А.Г. Габричевского не получила полноценного развития, хотя и имела единомышленников: В. Кандинского, П. Флоренского, В. Фаворского и др. и последователей: Д. Аркина, В. Маркузона и др. В фундаментальная докторской работе И.Г. Лежавы появляется понятие «архитектурный объект» - это материальный объект, - здание, сооружение, город и т.д.
Автором привлекается широкий спектр работ, посвященных проблеме образа в архитектуре, в том числе и знаково-информационная трактовка образа А.В. Иконниковым, Б.Г. Бархиным, Г.Ю. Сомо-вым и др., а также работы по проблемам образа в эстетике и искусствоведении. Классическими для современного архитектуроведения являются работы Г. Вельфлина и А. Гильдебранда, А. Бринкмана, В. Гроппиуса, З. Гидиона, И. Араухо, Р. Арнхейма, Н. Ладовского, В. Ф. Кринского, Я Чернихова, И.В. Жолтовского и др. Концепции, развивающие гуманитарный характер архитектурной профессии и ставящие проблему архитектурного мышления, представляют работы И.А. Азизян, Г.Н. Айдаровой, А.В. Бокова, В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, А.Г. Раппапорта, и др.
Таким образом, гипотезой нашей работы является положение о том, что архитектура - специфическое культурное явление, которое реализует коммуникативную функцию.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели
- § 1. Понятие процесса коммуникации
- § 2. Коммуникативные модели
- ГЛАВА 2. Значение архитектуры как явления массовой культуры
- § 1. Понятие архитектуры
- §2. История развития архитектуры
- ГЛАВА 3. Архитектура с точки зрения коммуникации
- §1. Коммуникативная функция архитектуры
- § 2. Реализация коммуникативных моделей в архитектуре
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ