logo
Архитектура в коммуникативном аспекте

§ 1. Понятие процесса коммуникации

Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстроннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

* информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

* интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

* гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

* аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

* нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

* семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

* практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:

* обмен и передача информации;

* формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

* формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

* обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

* изменение мотивации поведения;

* обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.