§ 1. Понятие процесса коммуникации
Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстроннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:
* информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
* интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
* гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
* аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
* нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
* семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;
* практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:
* обмен и передача информации;
* формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
* формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
* обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
* изменение мотивации поведения;
* обмен эмоциями.
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели
- § 1. Понятие процесса коммуникации
- § 2. Коммуникативные модели
- ГЛАВА 2. Значение архитектуры как явления массовой культуры
- § 1. Понятие архитектуры
- §2. История развития архитектуры
- ГЛАВА 3. Архитектура с точки зрения коммуникации
- §1. Коммуникативная функция архитектуры
- § 2. Реализация коммуникативных моделей в архитектуре
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Коммуникативно-языковой аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Функциональные аспекты формообразования в архитектуре
- Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.
- 2. Коммуникативный аспект
- 48. Коммуникативный аспект культуры речи.
- Общение: коммуникативный аспект.
- IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.