§ 1. Понятие архитектуры
Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn -- строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Не зря архитектурные объекты называют произведениям искусства наряду с картинами и скульптурами. Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М., 1991.
Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).
Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой - градостроительство.
Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. В классовом обществе произведения Архитектуры создавались, как правило, с учётом экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью архитектуры было максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы архитектуры во многом определяются высокими темпами социального и технического прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура архитектурного произведения должна создаваться с учётом научного прогресса.
Основные средства создания художественного образа в архитектуре -- формирование пространства и архитектоника. Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М., 1991. При создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Архитектура может решать художественные задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художественный образ. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство.
Архитектура организует пространство. Архитекторы создают здания, сооружения, целые поселки и города не только целесообразные и удобные для жизни и деятельности, но и одновременно красивые и эмоционально воздействующие на человека. Иначе говоря -- функциональные, конструктивные и эстетические качества (польза, прочность и красота) в архитектуре взаимосвязаны.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели
- § 1. Понятие процесса коммуникации
- § 2. Коммуникативные модели
- ГЛАВА 2. Значение архитектуры как явления массовой культуры
- § 1. Понятие архитектуры
- §2. История развития архитектуры
- ГЛАВА 3. Архитектура с точки зрения коммуникации
- §1. Коммуникативная функция архитектуры
- § 2. Реализация коммуникативных моделей в архитектуре
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Коммуникативно-языковой аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Функциональные аспекты формообразования в архитектуре
- Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.
- 2. Коммуникативный аспект
- 48. Коммуникативный аспект культуры речи.
- Общение: коммуникативный аспект.
- IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.