Зодчество древнего востока: ассирия. Вавилон
Архитектура Древневавилонской империи (II тыс. до н. э.)На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства.После захвата территории Месопотамии семитским народом амореями, во II тыс. до н. э. возникает Вавилонское царство (Древневавилонское царство), столицей которого был город Вавилон. Наиболее известен из правителей государства - царь-законодатель Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. - хронология спорная, существуют и другие даты, например 2123-2081 гг. до н.э.).К эпохе правления первой древневавилонской династии (2100-1900 гг. до н.э.) относится активное строительство города Ура (III тыс. до н. э. - VI вв. до н. э.). В городе раскопан и исследован целый жилой квартал, относящийся к этому периоду. В целом план города неправильных очертаний, приближенный к овалу, окруженный стенами с башнями. В центре Ура расположен обширный священный участок, заложенный ранее. Религиозно-административный центр города был обнесен отдельной крепостной стеной. Знаменитый колоссальный зиккурат, святилища и двор, были, в свою очередь, обнесены двойной стеной.Жилые дома квартала периода Первой Вавилонской империи все многокомнатные, построенные из кирпича, как правило двух- (или более)ярусные, т.к. в большинстве домов присутствовала кирпичная лестница в одном из внутренних помещений. В центре дома расположен мощенный кирпичом внутренний двор, иногда в центре двора помещался бассейн. В домах не было окон, комнаты освещались через дверные проемы, выходящие во внутренний двор.В середине II тыс. до н.э. территория Двуречья была завоевана горными племенами касситов, что стало причиной общего упадка культуры на много столетий. Об касситском искусстве на данный момент неизвестно практически ничего, не обнаружено их влияния на последующий этап развития цивилизации в этом регионе, вероятно по причине того, что ни в целом находились на более низкой стадии развития, по сравнению с местными жителями. Вероятным исключением является храм царя Караиндаша в Уруке (XV в. до н.э.). В отличие от традиционно сложившегося типа месопотамского храма, в нем отсутствует внутренний двор, а также скульптура используется как декоративный элемент, но стены с вертикальным членением, как принято в шумерских храмах. Однако изменения традиционной храмовой планировки и декоративного оформления зала не закрепились в архитектуре последующего времени. Архитектура Ассирии (I тыс. до н.э.)В 1742 г. до н. э. племена касситов завоевали территории Двуречья, создав кассито-аморейское государство Хана, или Кардуниаш, достигшее своего расцвета в XV—XIV вв. до н. э.В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. К VII в. до н.э. Ассирийская держава охватила почти весь Ближний Восток. Образовалась, вероятно, первая в истории Ассирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), созданная ассирийцами, завоевавшими в первом тысячелетии до н. э. Двуречье. Столицей нового государства становится Ниневия.Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянное общение с разными народами, вливание культур завоеванных стран привели к тому, что ассирийское искусство изначально было эклектическим, н постепенно из разнородных элементов сложилось своеобразное искусство. Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Правители следили за соблюдением правил городской застройки. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.Сохранился указ о планировке Ниневии, выданный царем Синаххерибом, согласно которому ширина главной улицы города, по которой проходили процессии и парады, составляла 52 локтя (ок. 26 м). Нарушителю грозила смертная казнь - насаживание на кол на крыше собственного дома, стены которого выступили за пределы регламентированной ширины улицы.Как и в Древнем Двуречье, жилые дома возводились из сырцовых кирпичей, прямоугольные в плане, с плоской крышей. В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийский зиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.). Как и в городах-государствах Древнего Двуречья, в Ассирийском царстве распространились и "нижние" храмы.Образцом для большого числа ассирийских дворцов и храмов был хеттский тип зданий "бит-хилани". Бит-хилани - это отдельный жилой дом, включающий несколько комнат, расположенных друг за другом, с широким главным залом. Фасад оформлен двумя башнями, между которыми размещалась открытая терраса, кровля которой опиралась на 2-4 круглых деревянных столба.Благодаря археологическим исследованиям в Ашшуре, проведенных В. Андре, мы можем видеть реконструкцию архитектурного облика этого великолепного города в VIII-VII вв. до н.э.Городская стена, с зубцами по верхнему краю, была сложена из сырцового кирпича, и достигала в высоту 15-18 м и ок. 6 м в толщину. В фундамент стен были уложены крупные каменные глыбы. Наружная часть стен была полностью покрыта глиняной обмазкой, сверху тянулись зубцы из поливных кирпичей. На внешней стороне стены примерно каждые 20 м были сооружены башни-контрфорсы. Наружные ворота крепости с двух сторон окружали башни, за ними располагалось вытянутое помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. В Ашшуре, судя по всему, было три башни-зиккурата - зиккурат главного божества города Ашшура и двойной храм Ану и Адада (XI в. до н.э.). В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом, бывшая летняя резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.), возведенная на искусственной огромной по площади платформе. Руины этого города, окруженного крепостными стенами, дают представление о характере ассирийской архитектуры.В северной Месопотамии в Тиль-Барсибе (соврем. Телль-Ахмар) находился дворец ассирийского наместника, напоминавший дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Он также был возведен на высоком холме. Во дворце располагалось множество обширных внутренних дворов и больших залов (наибольший из них - 60 х 25 м). Также была устроена сложная дренажная и канализационная система, имелись ванные. Парадные залы были декорированы искусными настенными росписями, в основном батальными и охотничьими сценами с участием царя, Для росписей использовались синяя, красная, черная краски по белому фону. По живости изображения эти росписи относят к числу лучших памятников ассирийского искусства. Стены во дворцах ассирийских царей украшали золотом и эмалями, а также высеченными на тонких алебастровых плитах бесконечными рядами рельефов и клинописи, описывавшими победы царя. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов. На плоских крышах дворцов устраивались сады. Для Сирии и Малой Азии, в отличие от шумерско-вавилонской традиции, типично введение в архитектуру элементов монументальной скульптуры и рельефа, именно ассирийские мастера начали применять облицовку рельефами внутренних помещений, и не только по низу стен, как у хеттов, а также используют большие по размеру тематические панно (батальные сцены, царская охота). Причем ассирийскому искусству характерно изображение идеализированного и обобщенного изображения царя-победителя, как в статуях, так и в рельефах. Однако тщательно прорабатывались отдельные детали - мускулатура, прическа, одеяние, украшения, оружие.Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры перевязывались с сырцовой кладкой. Каменные стены покрывались рельефом, также широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.
- Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства.
- Виды и жанры изобразительного искусства
- Архитектура как вид искусства
- Синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусств
- Синтез архитектуры и дизайна с наукой и техникой
- Архитектурный стиль: дефиниция и история
- Стилевая панорама в истории архитектуры
- Архитектурный метод: дефиниция и практика
- Зарождение архитектуры в первобытности
- Зодчество древнего востока: общая характеристика
- Зодчество древнего востока: ассирия. Вавилон
- Архитектура древней персии и древнего ирана
- Архитектура древней индии и древнего китая
- Архитектура месопотамии общая характеристика
- Архитектура вавилонской империи ассирия и новый вавилон
- Зодчество древнего египта. Техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего египта. Додинастический период, раннее царство
- В историческом развитии античного искусства можно условно выделить следующие этапы:
- История древнегреческой архитектуры: общая характеристика
- Эгейский традиции зодчества. Техника, материалы, конструкции
- Древнегреческая ордерная система истоки и развитие
- История древнеримской архитектуры: общая характеристика
- Зодчество древнего рима: техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего рима: царский период
- 3 Эт. Внешн член объема на ярусы, подчеркнутые колоннами. Фасад обращ в зрит зал – пышнее, т.К. Это фон к действию. Оно проходило не в орхестре а на выдвинутой вперед сцене.
- Древнеримская ордерная система: истоки и развитие
- Зодчество средневековой европы. Техника, материалы, конструкции
- Средневековое зодчество северной европы
- Зодчество ренессанса. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество позднего ренессанса: общая характеристика
- Среднеевропейский ренессанс. Зодчество франции и англии
- Северный ренессанс. Архитектура в нидерландах, испании, португалии
- Зодчество Барокко. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество барокко в италии: общая хар-ка
- Среднеевропейское барокко. Архититектура англии, австрии и баварии
- Среднеевропейское барокко и рококо. Архитектура франции
- Стилевые тенденции зодчества нового времени
- Классицизм и романтизм в архитектуре европы
- 2 П классицизма(2 пол 18 в)
- 57. Модерн в архитектуре европы общая хар-ка
- Эклектика в Европе
- Югендстиль, сецессион : общая хар-ка
- Персональный модерн: концепции архитектуры