Архитектура древнего рима: царский период
Древнейшая эпоха римского зодчества, приходящаяся на период царей (по античной традиции 753—510 гг. до н. э.) и на время ранней республики (V — IV вв.), нам весьма мало известна. Во всяком случае, в те времена римлянами не было проявлено сколько-нибудь значительной творческой деятельности в области создания самобытных архитектурных форм; в этот период Рим находился в культурной, а вначале и в политической, зависимости от Этрурии. Материалы, которыми мы располагаем не только о римской, но и об этрусской архитектуре этого времени, крайне скудны.
Древнейшие из известных нам этрусских храмов восходят к VI в. до н. э. Они представляли собою прямоугольные, вытянутые в плане постройки, крытые двухскатной кровлей, с очень глубоким, занимавшим половину всего здания, портиком. Деревянные колонны ставились очень далеко одна от другой; по форме они ближе всего напоминают дорийские, но имели базы, гладкий ствол и сильно развитую абаку.
Антаблемент также был из дерева и обильно покрывался, как и крыша храма, расписными рельефными украшениями из терракоты.
Такого типа был храм Юноны около Фалерий. Глубокий портик его поддерживали три ряда колонн, по шести в каждом. С каждой из боковых сторон целлу обрамляли три расположенные в ряд колонны. Помещений, соответствовавших пронаосу или описфодому, в храме не было. Небольшая целла была разделена продольными стенами на три длинных и узких помещения; задняя стена целлы замыкала все постройки, так как крылья ее, выступая за боковые стены, доходили до линии колоннад боковых сторон храма.
Совершенно аналогичным по плану храму Юноны был сооруженный в 509 г. храм Юпитера Капитолийского, нижние части которого сохранились до настоящего времени. Храм стоял на высоком подии. Трехчастная целла храма была посвящена Юпитеру, Юноне и Минерве.
К этому раннему периоду относится так называемый Tullianum— небольшая, круглая в плане постройка, первоначально перекрытая псевдосводом из постепенно сдвигавшихся камней.
В последующее время верхняя часть свода была разобрана, и над Tullianum была сооружена продолговатая, крытая полуциркульным сводом постройка, служившая в Риме тюрьмой.
О жилых домах описываемого периода мы можем судить, главным образом, по воспроизводящим формы хижин итальянским терракотовым урнам. Древнейшие из этих урн восходят еще к первым векам первого тысячелетия; судя по этим памятникам, устройство жилищ было очень простым: это были круглые в плане хижины с высокой соломенной кровлей, укрепленной посредством жердей и сучьев. Источником света в этих постройках служили двери. В таком облике в последующую эпоху представляли римляне жилище Ромула; видимо, пережитком данной традиции является и круглая форма храма Весты.
В дальнейшем получает широкое распространение прямоугольный в плане дом, в центре которого находилось большое помещение — атрий, где находился очаг. Вокруг атрия располагались остальные комнаты. Возможно, первоначально закрытый, атрий затем становится открытым: через отверстие в крыше (комплювий) в помещение проникал свет, через него же стекала вода во время дождя в особую, находившуюся под комплювием цистерну (имплювий).
О наружном облике домов такого типа дает нам представление сделанная из известняка довольно большая этрусская урна, находящаяся в Берлине.
Один из ранних домов Помпеи, известный под именем Casa del Chirurgo, в древнейшей своей части, сооруженной из известняка и относящейся никак не позднее, чем к III в. до н. э., представляет собой постройку именно описанного типа. Расположенный в центре этого дома атрий имел балочное перекрытие, опиравшееся исключительно на стены и не имевшее опор в виде столбов или колонн.
Как в ранний период, так и в более позднее время атрий является парадным помещением. В нем римские нобили хранили, согласно предоставленному им праву, портреты своих предков.
То явление, которое мы можем наблюдать на всем протяжении римского зодчества, а именно значительно более светский характер последнего по сравнению с эллинской архитектурой, где культовые постройки занимают первенствующее положение, сказывается и в рассматриваемую нами эпоху. Еще в конце IV в. ценсором Аппием Клавдием сооружается знаменитая большая дорога (Via Appia), строятся водопроводы (Aqua Appia), мосты и пр.
Крайне трудно установить, откуда пришло в Рим издавна известное на Востоке искусство сооружения сводов: проникло ли оно непосредственно из эллинистического мира или стало известно в Риме благодаря этрускам? Древнейшие из известных нам сводов в Этрурии относятся к IV в. до н. э. Одним из образцов такого этрусского сооружения являются относящиеся к III в. богато украшенные ворота Перуджии (Porta Marzia),перекрытые полуциркульным сводом, выложенным из большого количества клиновидных блоков.
Cloaca Maxima (подземный канал, служивший для стока вод с площади болотистого форума), сооруженный около 184 г. до н. э. (?), был перекрыт сводом из клиновидных камней.
Ярким примером мостостроительства эпохи республики является сооруженный в 110 г. Pons Mulvius — большой мост, имевший несколько пролетов, своды которых были выложены из клиновидных блоков.
-
Зодчество древнего рима республиканский период
1. Этрусский период – 7-5 вв до н.э.
2. Республика – 4в до н.э. – 30г н.э.
3. Империя – 30 г н.э. –476г.н.э..
Римляне ценили те виды ис-ва, конт имели непоср практ знач. 3 осн принципа: полезность, прочность, красота.
Преуспели в арх-ре и инж ис-ве. В ар-ре гражд зд преобл над культовыми, римская ар-ра создает такие типы сооруж как термы, форумы, дворцы, виллы, афитеатры, триумф арки и колонны. На арх др рима в проц ее стан влияли ар-ра греции, египта и востока, вошедш в сост римск империи. Разработаны рац принципы орг стр-ва. Главн стр мат – камень, кирп, лава, туф. Строили на бетоне-связ р-ре, что давало возм строить быстро и из грубообраб камней, создавать арочные и сводчатые констр, позвол перекрыв больш пр-ва без внутр опор. Осн констр эл-ты свод, арка, купол. Греч орд сист исп в кач-ве декора.
напряженная военная обстановка, в кот. Создавалась римская республика ,вынуждала к возведению оборонительных сооружени. Происходит укрепление стен рима, прокладываются дороги, подземные водопроводы и канализации. Апплева дорога(312г до н.э. ) не ремонтировалась и по сей день. Секрет долговечности заключается в двух слоях бетона толщино 1м(подушка), на нем лежат каменные плиты вулканического туфа. Где дорога упиралась в реку –римляне строили мосты –виадуки.
Сформ тип римского воен. лагеря (каструм) в котором выдел 2 главн улицы – кардо(СЮ) и декуманус (ЗВ). Они раздел посел на равные кварталы с одинаковым кол-вом палаток. На пересеч ставил палатка правителя, позднее – форум.
Мост Фабриция в риме-получает дальнейшее развитие стены и арки, заимствованные у этруссков.
Аквидуки – мост – водопровод. Они строились из камня с цементом или из бетона.(всего 11 штук). Необходимость создания крупных общественных сооруж с большим внутренним пространством свободным от опор, заставила внести в стр-во сводчатые конструкции.
Осн типы сводов: цилиндр, крестовый и смеш (каркасный)
Получил дальн разв атриумный дом – домус.
..
Рим стоял на семи холмах, был застроен стихийно-не имел регулярной планировки. Его основные радиальные дороги пересекались множеством маленьких улиц.Форум- главная городская площадь, центр деловой и общ жизни римского городо. Здесь были и храмы и обще здания.
1. Базилика –для суда и бирж,
2. Курия - для заседания сената,
3. Таберны- магазины,
4. Табуларии-помещ для городского архива.
Были созданы так же Форум Цезаря (на его форуме был возведен а высоком подиуме зрам Винеры.перед храмом стояла конная статуя Цезаря). и Форум Романум(1ый форум, возник у подножия капитолийского холма).
Так же в римскую республику перерабатываются греческие ордера-упрощение элементов. В украшение колонн входят восточные мотивы, дорический-становится тосканским-с гладким стволом, облегчаетчся антаблемент. И колонны делают с базой .).
круглые храмы: Храм весты,
прямоуг: Храм Фортуны на Бычьем рынке.
-
Арх-ра древнего рима императорский период
1.Этрусский период – 7-5 вв до н.э.
2. Республика – 4в до н.э. – 30г н.э.
3. империя – 30 г н.э. –476г.н.э..
Римляне ценили те виды ис-ва, конт имели непоср практ знач. 3 осн принципа: полезность, прочность, красота.
Преуспели в арх-ре и инж ис-ве. В ар-ре гражд зд преобл над культовыми, римская ар-ра создает такие типы сооруж как термы, форумы, дворцы, виллы, афитеатры, триумф арки и колонны. На арх др рима в проц ее стан влияли ар-ра греции, египта и востока, вошедш в сост римск империи. Разработаны рац принципы орг стр-ва. Главн стр мат – камень, кирп, лава, туф. Строили на бетоне-связ р-ре, что давало возм строить быстро и из грубообраб камней, создавать арочные и сводчатые констр, позвол перекрыв больш пр-ва без внутр опор. Осн констр эл-ты свод, арка, купол. Греч орд сист исп в кач-ве декора.
Первый римский император АктовиаАвгуст.Главным строительным мат-лом становится кирпич, при этом используются дорогие облицовочные мат-лы. Осн напр в ар-ре: форм полного римского ордера, разраб театров, ипподромов, арен, амфитеатров, расширение форумов, созд триумф сооруж.
Римский театр. В основе его лежит греческий. Он отличается тем, что он сооружене на естеств рельефе а на спец подпорн сооруж, на субконструкциях. Они были сводчатые. Римск театр имел неск этажей.
*Театр Марцелла в риме.
- Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства.
- Виды и жанры изобразительного искусства
- Архитектура как вид искусства
- Синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусств
- Синтез архитектуры и дизайна с наукой и техникой
- Архитектурный стиль: дефиниция и история
- Стилевая панорама в истории архитектуры
- Архитектурный метод: дефиниция и практика
- Зарождение архитектуры в первобытности
- Зодчество древнего востока: общая характеристика
- Зодчество древнего востока: ассирия. Вавилон
- Архитектура древней персии и древнего ирана
- Архитектура древней индии и древнего китая
- Архитектура месопотамии общая характеристика
- Архитектура вавилонской империи ассирия и новый вавилон
- Зодчество древнего египта. Техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего египта. Додинастический период, раннее царство
- В историческом развитии античного искусства можно условно выделить следующие этапы:
- История древнегреческой архитектуры: общая характеристика
- Эгейский традиции зодчества. Техника, материалы, конструкции
- Древнегреческая ордерная система истоки и развитие
- История древнеримской архитектуры: общая характеристика
- Зодчество древнего рима: техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего рима: царский период
- 3 Эт. Внешн член объема на ярусы, подчеркнутые колоннами. Фасад обращ в зрит зал – пышнее, т.К. Это фон к действию. Оно проходило не в орхестре а на выдвинутой вперед сцене.
- Древнеримская ордерная система: истоки и развитие
- Зодчество средневековой европы. Техника, материалы, конструкции
- Средневековое зодчество северной европы
- Зодчество ренессанса. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество позднего ренессанса: общая характеристика
- Среднеевропейский ренессанс. Зодчество франции и англии
- Северный ренессанс. Архитектура в нидерландах, испании, португалии
- Зодчество Барокко. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество барокко в италии: общая хар-ка
- Среднеевропейское барокко. Архититектура англии, австрии и баварии
- Среднеевропейское барокко и рококо. Архитектура франции
- Стилевые тенденции зодчества нового времени
- Классицизм и романтизм в архитектуре европы
- 2 П классицизма(2 пол 18 в)
- 57. Модерн в архитектуре европы общая хар-ка
- Эклектика в Европе
- Югендстиль, сецессион : общая хар-ка
- Персональный модерн: концепции архитектуры