logo
ist_isk_3_sem_shpory_na_ekzamen_2 (1)

Архитектура вавилонской империи ассирия и новый вавилон

Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.