Средневековое зодчество северной европы
Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.
Концом средневековой эпохи обычно принято XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.
Средневековая история делится на три периода:
VI - XI века - раннее Средневековье, период становления феодализма;
XII - XV века - классическое средневековье, развитой феодализм;
XVI - первая половина XVII века - позднее Средневековье, период упадка феодализма.
Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Термин "средневековое искусство" охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы - с V до XV века - до эпохи Возрождения.Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство.
В средние века массовое строительство в тех или иных странах Европы велось, в зависимости от ресурсов местных строительных материалов, из дерева, сырцового кирпита, обмазанного глиной плетня, грубо около того камня, позже - из обожженного кирпича. Установившиеся строительные приемы, бытовые условия и особенности культуры создавали предпосылки для форми¬рования архитектурно-строительных традиций, характеризующих зодчество той или иной местности. Массовое жилище, будучи основным архитектурным типом в народном зодчестве, мало изменялось на протяжении веков и стояло в стороне от смены архитектурных стилей. Новые веяния, связанные с ис¬пользованием официальной архитектурой принципов классической системы, сказывались в массовом строительстве в том, что композиции планов и фаса¬дов городской застройки становились более упорядоченными, а в декоре зданий появлялись некоторые классические формы. Но во многих случаях местные традиции национального зодчества оставались совершенно самобыт¬ными, резко отличаясь от ренессансной архитектуры, взращенной на почве Италии.На севере Европы (в северных областях Германии и Франции, в Гол¬ландии и Англии) древесина была более дефицитной, потому что здесь леса были в значительной мере вырублены в средние века. В этих районах вы¬работался прием устройства стен здания заполнением деревянного фахвер¬ка мелким камнем, уложенным на глине. На оштукатуренных и побеленных фасадах выделялась решетка фахверка (рис. 139). Дома были обращены к улице торцом, причем соседние здания вплотную примыкали друг к другу. Таким образом, главный фасад дома был высоким, узким, с остроконечным треугольным венчанием, образуемым крутой двускатной крышей, настолько высокой, что в пределах чердака помещались два, иногда три дополнитель¬ных этажа, и их окна тоже выходили на торцевой фасад.
Деревянное строительство вытеснялось каменным (кирпичным). Это про¬изошло в результате истощения лесных ресурсов, сыграло роль также то, что стали предпочитать возведение более капитальных зданий. Архитектурные детали из белого тесаного камня эффектно выделялись на фоне красных кир¬пичных стен.
Для английского зодчества характерен прием образования объемно-пространственной композиции дома из отдельных, как бы приставленных друг к другу объемов. Изрезанность здания в плане, с выступами, отступами и террасами, способствовала его связи с садом, который в Англии традицион¬но считается непременной составной частью жилища. Принцип членения общего объема здания распространялся также и на детали: подчеркнуто вы¬делены башенки, эркеры, высокие трубы каминов и т. п. Неотъемлемая принадлежность английского жилого дома - холл (обширное высокое помещение с лестницей на второй этаж и с камином).Не осталось в стороне от влияния народного зодчества и культовое строительство. Далеко не все храмы строились в официальном романском, готическом, ренессансном, барочном или классическом стиле. В общей массе церквей таких было меньшинство, ведь каждый город и городок, каждое се¬ло должны были иметь церковь, а профессиональные зодчие работали пре¬имущественно в столичных и других крупных городах. Повсюду на перифе¬рии церкви возводились местными мастерами с помощью привычных для них традиционных приемов.
Среди деревянных культовых построек Евро¬пы XI-XVIII вв. есть образцы, представляющие ар¬хитектуру совершенно оригинальную, присущую только данной местности и ничем не напоминающую какой-либо из официальных стилей. Несомненно, в облике таких церквей запечатлены формы древних языческих храмов
Англия История романской архитектуры Англии начинается с точной даты. Победа Вильгельма Завоевателя при Гастингсе (14 октября 1066 г.) знаменует не только завоевание острова пришельцами и становление централизованного английского государства, но и рождение новой крепостной и церковной архитектуры. За первые 35 лет нормандского владычества было построено около 95 больших и поразительно единообразных церковных сооружений в которых нормандская школа французской романики господствовала настолько безраздельно, что английские исследователи называют весь романский период своей архитектуры периодом «нормандским» (нормандские влияния стали проникать в Англию еще при Эдуарде Исповеднике (1042-1066 гг.).
- Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства.
- Виды и жанры изобразительного искусства
- Архитектура как вид искусства
- Синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусств
- Синтез архитектуры и дизайна с наукой и техникой
- Архитектурный стиль: дефиниция и история
- Стилевая панорама в истории архитектуры
- Архитектурный метод: дефиниция и практика
- Зарождение архитектуры в первобытности
- Зодчество древнего востока: общая характеристика
- Зодчество древнего востока: ассирия. Вавилон
- Архитектура древней персии и древнего ирана
- Архитектура древней индии и древнего китая
- Архитектура месопотамии общая характеристика
- Архитектура вавилонской империи ассирия и новый вавилон
- Зодчество древнего египта. Техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего египта. Додинастический период, раннее царство
- В историческом развитии античного искусства можно условно выделить следующие этапы:
- История древнегреческой архитектуры: общая характеристика
- Эгейский традиции зодчества. Техника, материалы, конструкции
- Древнегреческая ордерная система истоки и развитие
- История древнеримской архитектуры: общая характеристика
- Зодчество древнего рима: техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего рима: царский период
- 3 Эт. Внешн член объема на ярусы, подчеркнутые колоннами. Фасад обращ в зрит зал – пышнее, т.К. Это фон к действию. Оно проходило не в орхестре а на выдвинутой вперед сцене.
- Древнеримская ордерная система: истоки и развитие
- Зодчество средневековой европы. Техника, материалы, конструкции
- Средневековое зодчество северной европы
- Зодчество ренессанса. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество позднего ренессанса: общая характеристика
- Среднеевропейский ренессанс. Зодчество франции и англии
- Северный ренессанс. Архитектура в нидерландах, испании, португалии
- Зодчество Барокко. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество барокко в италии: общая хар-ка
- Среднеевропейское барокко. Архититектура англии, австрии и баварии
- Среднеевропейское барокко и рококо. Архитектура франции
- Стилевые тенденции зодчества нового времени
- Классицизм и романтизм в архитектуре европы
- 2 П классицизма(2 пол 18 в)
- 57. Модерн в архитектуре европы общая хар-ка
- Эклектика в Европе
- Югендстиль, сецессион : общая хар-ка
- Персональный модерн: концепции архитектуры