Зодчество барокко в италии: общая хар-ка
В 16 веке в странах европы под влиянием реформистского движения (Мартин Лютер) произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. В это же время укрепляется господство светской власти. Правящие круги стараются подчеркнуть свою мощь и богатство путем внешнего их выражения. Таким образом, данные устремления делали востребованным новый художественный стиль барокко, в переводе означающий странный, причудливый. Он зарождается в Италии в эпоху позднего Возрождения. Первое сооружение – церковь Иль Джезу в Риме, архитектора Виньоло.
Для стиля барокко характерно:
1)стремление к величию и пышности
2)усложненность планов
3)богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал, скульптур
4)пластика фасадов и интерьеров приобретает внутренную напряженность, контрастность, динамичность форм
5)гармоническое равновесие, тектоничность и стабильность, пропорциональность уступают место сложных ритмическим построениям, отсутствию тектонического прочтения сооружения, большому многообразию пропорциональных членений и яркому движению архитектурной массы.
Периоды развития стиля барокко:
Раннее барокко (конец 16-1/3 17вв.)
Зрелое барокко (с 30-х гг. 17в. до конца 18в., в некоторых странах до середины 18 в.)
Раннее барокко
К концу 16 в. экономика Италии пришла в упадок. Строительство развивается только в Риме и его окрестностях, где и происходит становление барокко. В это время в Риме работают наиболее известные архитекторы Доминико Фонтано и Карло Модерно.
Достройка собора св. Петра
В 1607 г. По настоянию папы Павла 5 эти арх-ы приступили к созданию центрального нефа (продольного) собора св. Петра, превратив план собора из формы греческого креста в форму латинского. В это же время они ввели в барабан сдвоенные колонны. В 1614 г. Фонтано и Модерно достраивают вестибюль, который внешне выполнен как портик, а оформлен как портик с фронтоном. По краям портика стоят пилястры, в центре – одинарные круглые колонны, затем – сдвоенные колонны. Кол-ы стоят на разном расст др от др, что в рез-е созд ощущ. динамики, кружения, игру света и тени.
Латеранский дворец
Доминико Фонтано проводит реконструкцию Латеранского дворца. Это резиденция пап (начало 12 в.) Он пристраивает базилику и фронтон увенчал скульптурой.
Церковь св. Сусанны в Риме
Арх-ры Модерно и Бернини. Больше пластики, скульптура на фронтоне и в нишах. Пилястра развивается к центру здания в колонну, а затем в спаренные колонны. Есть мотив арки и фронтона, стекающих волют. В качестве элемента декора – баллюстрада.
Зрелое барокко в Италии
Главой зрелого барокко считают Джованни Лоренцо Бернини. Он родился в семье скульптора и считал себя, прежде всего, скульптором. Бернини получал свои заказы, благодаря покровительству пап.
Алтарь св. Петра (1633)
Сам алтарь выполнен в мраморе, который окружают 4 бронзовые колонны. Колонны позолоченные и витые. На колоннах – большой бронзовый балдахин. Наверху балдахина – золотой крест. Общая высота (с крестом) 29 м. Алтарь является символом господства католической церкви над язычеством. Это выражалось в том, что бронза была взята из пантеона. Спиралевидные колонны являются символом иудаизма (времен Соломона)
Колоннада собора св.Петра в Риме (1667).
Колоннада включает колонны, стоящие в 4 ряда. Высота колонн 19 м. Каждое крыло имеет по 142 колонны.
В результате колонны внутреннего полукруга закрывают колонны 3 внешних полукругов. Статуи святых на колоннадах и портиках логически приводят к статуям главного фасада. Обе колоннады начинаются с наружной стороны площади двумя фасадами дорического храма. Дальше концы колоннады соединяются с 2мя длинными портиками. Эти портики образуют трапецевидную паперть, которая иллюзорно приближает фасад к площади. В центре площади находится обелиск – это символическое напоминание о могиле св. Петра. Всю площадь организуют выложенные из мрамора лучи, в центре – обелиск, справа и слева от обелиска – фонтаны. Образ круга и лучи вокруг обелиска создают изображение розы ветров.
Переход к площади идет через длинную узенькую улочку (отголосок Египта), с нее видно только куполок и часть фасада.. Простматривается яркий контраст, неожиданная смена пространства (идет сопоставление малого мира и большого). Слева от фасада под колокольней - проход в Ватикан.
- Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства.
- Виды и жанры изобразительного искусства
- Архитектура как вид искусства
- Синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусств
- Синтез архитектуры и дизайна с наукой и техникой
- Архитектурный стиль: дефиниция и история
- Стилевая панорама в истории архитектуры
- Архитектурный метод: дефиниция и практика
- Зарождение архитектуры в первобытности
- Зодчество древнего востока: общая характеристика
- Зодчество древнего востока: ассирия. Вавилон
- Архитектура древней персии и древнего ирана
- Архитектура древней индии и древнего китая
- Архитектура месопотамии общая характеристика
- Архитектура вавилонской империи ассирия и новый вавилон
- Зодчество древнего египта. Техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего египта. Додинастический период, раннее царство
- В историческом развитии античного искусства можно условно выделить следующие этапы:
- История древнегреческой архитектуры: общая характеристика
- Эгейский традиции зодчества. Техника, материалы, конструкции
- Древнегреческая ордерная система истоки и развитие
- История древнеримской архитектуры: общая характеристика
- Зодчество древнего рима: техника, материалы, конструкции
- Архитектура древнего рима: царский период
- 3 Эт. Внешн член объема на ярусы, подчеркнутые колоннами. Фасад обращ в зрит зал – пышнее, т.К. Это фон к действию. Оно проходило не в орхестре а на выдвинутой вперед сцене.
- Древнеримская ордерная система: истоки и развитие
- Зодчество средневековой европы. Техника, материалы, конструкции
- Средневековое зодчество северной европы
- Зодчество ренессанса. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество позднего ренессанса: общая характеристика
- Среднеевропейский ренессанс. Зодчество франции и англии
- Северный ренессанс. Архитектура в нидерландах, испании, португалии
- Зодчество Барокко. Техника, материалы, конструкции
- Зодчество барокко в италии: общая хар-ка
- Среднеевропейское барокко. Архититектура англии, австрии и баварии
- Среднеевропейское барокко и рококо. Архитектура франции
- Стилевые тенденции зодчества нового времени
- Классицизм и романтизм в архитектуре европы
- 2 П классицизма(2 пол 18 в)
- 57. Модерн в архитектуре европы общая хар-ка
- Эклектика в Европе
- Югендстиль, сецессион : общая хар-ка
- Персональный модерн: концепции архитектуры