logo
ist_isk_3_sem_shpory_na_ekzamen_2 (1)

Зодчество барокко в италии: общая хар-ка

В 16 веке в странах европы под влиянием реформистского движения (Мартин Лютер) произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. В это же время укрепляется господство светской власти. Правящие круги стараются подчеркнуть свою мощь и богатство путем внешнего их выражения. Таким образом, данные устремления делали востребованным новый художественный стиль барокко, в переводе означающий странный, причудливый. Он зарождается в Италии в эпоху позднего Возрождения. Первое сооружение – церковь Иль Джезу в Риме, архитектора Виньоло.

Для стиля барокко характерно:

1)стремление к величию и пышности

2)усложненность планов

3)богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал, скульптур

4)пластика фасадов и интерьеров приобретает внутренную напряженность, контрастность, динамичность форм

5)гармоническое равновесие, тектоничность и стабильность, пропорциональность уступают место сложных ритмическим построениям, отсутствию тектонического прочтения сооружения, большому многообразию пропорциональных членений и яркому движению архитектурной массы.

Периоды развития стиля барокко:

Раннее барокко (конец 16-1/3 17вв.)

Зрелое барокко (с 30-х гг. 17в. до конца 18в., в некоторых странах до середины 18 в.)

Раннее барокко

К концу 16 в. экономика Италии пришла в упадок. Строительство развивается только в Риме и его окрестностях, где и происходит становление барокко. В это время в Риме работают наиболее известные архитекторы Доминико Фонтано и Карло Модерно.

Достройка собора св. Петра

В 1607 г. По настоянию папы Павла 5 эти арх-ы приступили к созданию центрального нефа (продольного) собора св. Петра, превратив план собора из формы греческого креста в форму латинского. В это же время они ввели в барабан сдвоенные колонны. В 1614 г. Фонтано и Модерно достраивают вестибюль, который внешне выполнен как портик, а оформлен как портик с фронтоном. По краям портика стоят пилястры, в центре – одинарные круглые колонны, затем – сдвоенные колонны. Кол-ы стоят на разном расст др от др, что в рез-е созд ощущ. динамики, кружения, игру света и тени.

Латеранский дворец

Доминико Фонтано проводит реконструкцию Латеранского дворца. Это резиденция пап (начало 12 в.) Он пристраивает базилику и фронтон увенчал скульптурой.

Церковь св. Сусанны в Риме

Арх-ры Модерно и Бернини. Больше пластики, скульптура на фронтоне и в нишах. Пилястра развивается к центру здания в колонну, а затем в спаренные колонны. Есть мотив арки и фронтона, стекающих волют. В качестве элемента декора – баллюстрада.

Зрелое барокко в Италии

Главой зрелого барокко считают Джованни Лоренцо Бернини. Он родился в семье скульптора и считал себя, прежде всего, скульптором. Бернини получал свои заказы, благодаря покровительству пап.

Алтарь св. Петра (1633)

Сам алтарь выполнен в мраморе, который окружают 4 бронзовые колонны. Колонны позолоченные и витые. На колоннах – большой бронзовый балдахин. Наверху балдахина – золотой крест. Общая высота (с крестом) 29 м. Алтарь является символом господства католической церкви над язычеством. Это выражалось в том, что бронза была взята из пантеона. Спиралевидные колонны являются символом иудаизма (времен Соломона)

Колоннада собора св.Петра в Риме (1667).

Колоннада включает колонны, стоящие в 4 ряда. Высота колонн 19 м. Каждое крыло имеет по 142 колонны.

В результате колонны внутреннего полукруга закрывают колонны 3 внешних полукругов. Статуи святых на колоннадах и портиках логически приводят к статуям главного фасада. Обе колоннады начинаются с наружной стороны площади двумя фасадами дорического храма. Дальше концы колоннады соединяются с 2мя длинными портиками. Эти портики образуют трапецевидную паперть, которая иллюзорно приближает фасад к площади. В центре площади находится обелиск – это символическое напоминание о могиле св. Петра. Всю площадь организуют выложенные из мрамора лучи, в центре – обелиск, справа и слева от обелиска – фонтаны. Образ круга и лучи вокруг обелиска создают изображение розы ветров.

Переход к площади идет через длинную узенькую улочку (отголосок Египта), с нее видно только куполок и часть фасада.. Простматривается яркий контраст, неожиданная смена пространства (идет сопоставление малого мира и большого). Слева от фасада под колокольней - проход в Ватикан.