logo
шпоры

1. Основные архитектурно-художественные школы первой половины 20 века за рубежом и в ссср.

!про баухауз читай выше

С начала XX в. в художественном образовании в России назревали серьезные противоречия, вызванные прежде всего тем, что академическая система обучения как бы изолировала учащихся от многочисленных новейших течений в изобразительном искусстве. Студенты требовали привлечения в качестве преподавателей представителей этих течений, они хотели овладеть не просто профессиональным мастерством, но и достижениями современных творческих школ. В 1918 г. была проведена реформа художественного образования. Академическую систему обучения заменили совершенно новой методикой, в которой взаимоотношения мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников) сочеталось с полной свободой для учеников самим выбирать себе преподавателей. Подобная «ренессансная» система обучения просуществовала два года и сразу же выявила ряд свойственных ей противоречий. Прежде всего, полное отрицание академической системы обучения отмело и все то по-настоящему ценное, что десятилетиями отрабатывалось практикой профессиональной художественной подготовки. Студенты оказались полностью в русле новейших художественных течений, осваивая творческие приемы того или иного руководителя мастерской, но не получая при этом широкого художественного образования.

Сложившаяся ситуация не могла устраивать ни студентов, ни преподавателей. Становилось ясно, что, отвергнув академическую систему преподавания, необходимо заменить ее новой, тщательно разработанной педагогической системой. Поэтому после второй реформы художественного образования в 1920 г. главным для руководства ВХУТЕМАСа стал поиск «объективных методов» преподавания того общего, что объединяет методы обучения художественным дисциплинам на различных факультетах. Кроме того, исходя из конкретных условий эпохи, представлялось необходимым сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.

25 декабря 1920 г. были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС) путем слияния Первых и Вторых государственных свободных мастерских, которые, в свою очередь, представляли преобразованные Строгановское промышленное училище и бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности».

Цель ВХУТЕМАСа – подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей и руководителей для профессионально технического образования. Структура ВХУТЕМАСа: Состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурный, деревообделочный, металлообрабатывающий, полиграфический, текстильный, керамический, живописный и скульптурный.

Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом «Баухауза», по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ.

Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка. Преподавание велось по направлениям: графический, плоскостно-цветовой, объёмно-пространственный, пространственный. Дисциплины: «Графика», «Цвет», «Объём», «Пространство» преподавались студентам всех специализаций.

Ведущими принципами работы были: экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства, многофункциональность и мобильность изделий. Отвергалось всякое поверхностное украшательство. Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту..

Большое внимание уделялось инженерно-техническим дисциплинам. Это проявлялось в проектировании многофункциональных, мобильных предметов. В целом создавалась новая методика обучения студентов в вузе, отличная от прежней, академической системы обучения, отвечающая требованиям современности и способная гибко реагировать на её изменения.

Художественная сторона творчества проявлялась как изобретательская деятельность, направленная на поиски оригинальной, функционально и технически оправданной конструкции.

В целом создавалась новая методика обучения студентов в вузе, отличная от прежней, академической системы обучения, отвечающая требованиям современности и способная гибко реагировать на её изменения.

!сравнение баухауза и вхутемаса-вхутеина

общее

различие

- отказ от орнаментальности

- преобладание ассиметрии

- смешение приемов и техник

- новаторские методы обучения

- Баухауз породил функионализм, а В/В - конструктивизм

- В/В на начальном этапе ставил задачу сближения худ. материальной культуры с массовым индустриа-м производством.

и еще:

При сравнении пропедевтических моделей Баухауза и ВХУТЕМАСа обна­ружены их организационные и методические различия. Пропедевтический курс Баухауза был направлен на развитие композиционно-художественного мышления, формирование творческой свободы, включал чувственно-эмоциональную составляющую. Программа курса охватывала всю совокупность элементов визуального языка в их взаимосвязи, предполагала освоение пластической культуры в целом.

Система пропедевтических дисциплин ВХУТЕМАСа изначально делила массив пластической культуры на отдельные дисциплины, которыми осваивались отдельные элементы визуального языка. К сожалению, эта система просуществовала недолго, дальнейшее развитие имела только дисциплина «Пространство». Тем самым можно констатировать утрату целостной модели пропедевтики ВХУТЕМАСа и, как следствие, утрату комплексности освоения элементов визуального языка.