Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах».
Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
В-2 Творчество Вальтера Гропиуса.
В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы:Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стало здание обувной фабрики «Фагус» вАльфельд-на-Лайне, которую он проектировал вместе с Адольфом Мейером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модернизма», а в 1920-е гг. объединявшейся под общими понятиями «Новое строительство» и «Новая вещественность».
Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий, проходившей в 1914 г. в Кёльне, Гропиус с Мейером вместе строят «Образцовую фабрику», которая позже также оказала значительное виляние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее, в 1920-х гг, стали популярным художественным элементом у Эриха Мендельзона в его универсальных магазинах.
После Первой мировой войны Гропиус становится основателем «Баухауза». Школа Баухауз (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Хенри ван де Велде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя Хенри ван де Велде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в Веймаре до 1926 г. и после этого в Дессау.
С 1926 года Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине (1930/31 гг.).
В 1934 г. после нападок национал-социалистов на Баухаус, называвших его «церковью марксизма», Гропиус эмигрирует в Англию, а в 1937 г. переезжает в Кембридж в США, где работает профессором архитектуры Гарвардского университета.
В 1946 г. Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (1949/50 гг.); среди гарвардских учеников Гропиуса — плодовитый Йео Минь Пей.
Жилой дом в Ганзе, 1950-е
В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау». Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.
Гропиус умер 5 июля 1969 г. в Бостоне, США.
- Модернизм.
- Особенности стиля
- Проекты и постройки
- «Юсоновский» период, 30-е годы.
- 1. Архитектура Франции периода между первой и второй мировыми войнами.
- 2. Современные стили, направления в архитектуре и дизайне в мире - 7 тенденций. Примеры 1990-2005 годы.
- 1. Архитектура Франции периода между первой и второй мировыми войнами.
- 2. Современные стили, направления в архитектуре и дизайне в мире - 7 тенденций. Примеры 1990-2005 годы.
- 2. Цифровая архитектура и дизайн. Мастера. Примеры.
- 1. Творчество Ле Корбюзье.
- !Очень плодовитый человек. Основные здания и сооружения построенные по проектам Ле Корбюзье:
- 2. Цифровая архитектура и дизайн. Мастера. Примеры.
- 1. Творчество архитектора кензо танге.
- 2. Техническая архитектура и дизайн.(хай-тек)
- 1. Творчество архитектора кензо танге.
- 1. Деятельность Баухауза.
- 2. Новая классика - дизайн и ордерная архитектура.Вдохновитель мастера примеры.
- 1. Деятельность Баухауза.
- 1. Основные архитектурно-художественные школы первой половины 20 века за рубежом и в ссср.
- 2. Дизайн и экологически чистая архитктура. Мастера.Примеры.
- 1. Основные архитектурно-художественные школы первой половины 20 века за рубежом и в ссср.
- 2. Дизайн и экологически чистая архитктура. Мастера.Примеры.
- 2.Пуризм. Определение. Основатели. Мастера. Примеры.
- 2.Поп-архитектура и дизайн. Определение. Признаки. Идея. Мастера. Примеры.
- 2. Минимализм. Свойства. Отличия. Мастера. Примеры.
- Архитекторы минимализма
- Видные представители архитектуры постмодернизма
- Цели и задачи неоклассицизма
- Неоготика в России
- Международная архитектура стальных конструкций. Навесные стены (1945—1960 гг.)
- Древняя японская архитектура
- Современная японская архитектура