Тема 1. Сущность архитектуры, её определения и задачи
Архитектура – весьма сложное и многостороннее понятие. Прежде всего, это материальная действительность в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей человека. Но архитектура также – особое искусство, способное выражать большие идеи и доставлять эстетическое наслаждение. В связи с этим под архитектурой понимают наличие определенных художественно-композиционных признаков в зависимости от назначения и градостроительной роли того или иного здания и сооружения.
Один из лидеров функциональной архитектуры Мис ван дер Роэ отмечал: «Архитектура – это воля эпохи, перенесенная в пространство... Необходимо понять, что всякая архитектура связана со своим временем, что она может проявлять себя лишь в осуществлении жизненных задач своей эпохи. Так было всегда». Теоретик и практик рационализма в архитектуре Ле Корбюзье подчеркивал: «Сама же архитектура – это пластическая изобретательность, математика, напряженная умственная работа. Архитектура – это искусство, пронизанное достоинством». Яркий представитель итальянского рационализма Эрнесто Наган Роджерс писал: «Архитектура – постоянная устремленность к тому далекому и трудно достижимому пределу, где эти ценности (Польза и Красота) обретают равновесие в высшей гармонии искусства».
Слово «архитектура» греческого происхождения. Оно не имеет буквального перевода и происходит от древнегреческого слова «архитектон», что означает главный строитель. Под архитектурой некоторые авторы понимают искусство проектировать и строить. Однако такое понятие неполно. Правильнее под архитектурными сооружениями понимать такие, которые хорошо удовлетворяют утилитарным требованиям и вместе с тем обладают качествами прекрасного.
АРХИТЕКТУРА – это деятельность по созданию художественно осмысленной пространственной среды для жизненных процессов общества в конкретных естественно-природных условиях, органически сочетающая в себе рационализм научно-технического метода со свободой и творческим вдохновением художественного метода.
Понятие архитектуры включает в себя деятельность и ее результат, архитектурное проектирование и само здание. При этом для архитектора «архитектура» – прежде всего, деятельность, обозначение процесса создания архитектурного объекта.
Архитектура по своей природе социальна. «Зодчество означает формирование жизненных процессов», – так определял архитектуру один из основателей Баухауза и лидеров Современного движения В. Гропиус.
Практическая задача архитектуры – создавать пространственную среду для нужд общества. Но одновременно архитектура активно воздействует на эмоциональный и духовный мир человека.
Эти две задачи (практическая и идеологическая) составляют содержание социального предназначения архитектуры, определяют ее место в жизни общества, указывают на необходимость изучения социальных основ архитектурного проектирования.
На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от социальных, материальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценящимися народом.
Материальное содержание и эстетическая форма в архитектуре находятся в тесной взаимосвязи между собой, отражая назначение зданий, их социальную функцию и градостроительную роль в системе застройки. Иными словами, в архитектурных сооружениях должны сочетаться современные для данного периода времени функциональные и художественно-идеологические требования. Функциональная сторона архитектуры (уровень удобств) зависит от практического назначения зданий, экономических возможностей и уровня развития строительной техники. Помимо того, что архитектурная композиция зданий должна содержать в себе определенный идейно-художественный замысел, способный влиять на сознание человека и его воображение, архитектура сильно воздействует на сознание своими крупными объемами, которые почти повсюду окружают жителей.
Вследствие того что долговечность зданий и их художественная композиция во многом зависят также от конструкций и материалов, архитектуру можно рассматривать с трех сторон: функциональной, инженерно-конструктивной и эстетической. Эти требования предъявляются к архитектуре с древних времен. Так, еще две тысячи лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Витрувий отмечал, что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами – пользой, прочностью и красотой. В XVI в. итальянский архитектор Палладио писал: «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».
В процессе проектирования зданий различают несколько фаз, или звеньев композиции, а именно:
– функциональная композиция, обеспечивающая функциональные требования;
– конструктивная композиция, целью которой является подбор соответствующих строительных конструкций и материалов;
– художественная композиция, сущность которой заключается в гармоничном сочетании объемно-пространственных элементов здания с целью придания ему требуемой художественной выразительности, причем это требование относится в равной мере как ко внешнему виду здания в целом (экстерьер), так и к его внутренним помещениям (интерьер).
Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов. К ним относятся, в частности, тектоника, под которой понимают художественное выражение работы конструкций и материалов здания, ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов, материалов, их цвета и освещенности, лепные украшения, орнаментика и др.
Гармоническая закономерность, пропорциональность, ритм, масштаб, симметрия и асимметрия, т. е. все то, что является средствами архитектурной композиции выдающихся памятников зодчества, должно быть известно строителям наших дней как некая общая формула, которая претерпевает неизбежные изменения в связи с новыми условиями.
- Тема 1. Сущность архитектуры, её определения и задачи
- Тема 2. Основы архитектурно-строительного проектирования
- Тема 3. Гражданские, производственные здания и комплексы
- 3.1. Общие сведения
- 3.2. Классификация гражданских зданий
- 3.2.1. Классификация жилых зданий
- 3.2.2. Классификация общественных зданий и сооружений
- 3.3. Классификация производственных зданий и сооружений
- Тема 4. Конструктивные элементы
- 4.1. Основные конструктивные элементы зданий
- 4.2. Основания и фундаменты
- 4.3. Стены и отдельные опоры
- 4.5. Перекрытия и полы
- 4.6. Крыши и покрытия
- 4.7. Окна и двери
- 4.8. Лестницы и лифты
- Тема 5. Основы и приёмы архитектурной композиции
- Тема 6. Объёмно-планировочные, композиционные и конструктивные решения жилых, общественных, производственных зданий и комплексов
- 6.1. Жилые здания
- 6.1.1. Основные виды жилой застройки и типы жилых зданий
- 6.2. Общественные здания
- 6.3. Производственные здания и комплексы
- Тема 7. Физико-технические основы архитектурно-строительного проектирования
- 7.1. Элементы строительной теплотехники
- 7.1.2. Проектирование тепловой защиты зданий
- Проектирование тепловой защиты
- 7.2. Основы строительной и архитектурной акустики
- 7.3. Строительная светотехника
- Тема 8. Объёмно-планировочные композиционные и конструктивные решения жилых, общественных, производственных зданий и комплексов
- 8 Ба ва .1. Жилые дома усадебного типа
- 8.2. Блокированные жилые дома
- 8.3. Секционные жилые дома
- Тема 9. Строительство зданий и сооружений в особых условиях
- Тема 10. Защита и эксплуатация зданий и сооружений
- Тема 11. Реставрация памятников архитектуры
- Тема 12. Реконструкция зданий и застройки
- 12.1. Реконструкция зданий исторической застройки