logo
Gradostroitelstvo_1_i_2_glava

1.6. Архитектура и градостроительство

Архитектура (лат. architectura, от греч. Architéкtón - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Градостроительная деятельность включает в себя многие отрасли, связанные с развитием города. Одно из важнейших значений имеет архитектура

Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas - прочность, лат. Utilitas - польза и лат. Venustas - красота (т. н. Триада Витрувия) - и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела[1]. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало - целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.

Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени. После периода модернизма (не путать с модерном), с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти неизбежно стала отрываться от функции. Форма стала зависеть не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотических претензий заказчика или автора - архитектора, и формула Витрувия стала идеалом студентов и «классицистов».

Архитектура - явление сложное. С одной стороны, как часть средств производства (производственные сооружения, в том числе промышленная архитектура) и как часть материальных средств существования общества (жилые дома, общественные здания), архитектура составляет область материальной культуры. С другой, как вид искусства, архитектура входит в сферу духовной культуры, выражает общественные идеи в художественных образах, эстетически формирует человека.

Архитектуру часто называют застывшей музыкой, так как она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты. Две основные составляющие любого художественного произведения - это идея и ее вещественное представление. Если мастеру удалось достигнуть гармоничного соединения этих элементов, то результат его работы будет действительно восхитительным и изящным.

Каждый этап развития человеческой цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, который символизирует конкретный исторический период, его основные черты, идеологию и характер. Архитектурные памятники способны сообщить информацию о том, что было главным в жизни людей в момент их постройки, что для них являлось истиной красотой и искусством, какой был характер их жизни и многое другое.

Первобытные памятники были простыми каменными глыбами т. е. зодчество развивалось по законам письменности - это была лишь азбука. Кельтские дольмены, иудейские могильники и тому подобное - это уже каменные слова. Много позже стали составляться «книги». А поскольку наша цивилизация начиналась собственно с теократии, то «каменные книги» были, в основном, храмами. Форма зданий, место которое для них выбиралось, символы - все это мысль человека, имеющая на каждом этапе своего развития свою страницу. Одновременно с теологическим шло развитие народного зодчества, которое отличает самобытность, пышность, непрестанное движение. Зодчество теологическое и народное - это все равно, что два языка: язык жрецов и разговорная речь. Они существовали одновременно, взаимопроникая и взаимодействуя. Углубление и усложнение общественной жизни людей, идеи каждого времени - все это находило отражение в архитектуре.

Великие цивилизации прошлого очень часто ассоциируются не с чем иным как с архитектурными творениями, которые остались после них. Например, Египет известен своими пирамидами, Китай - Великой Китайской стеной, Римская империя оставила архитектурный след в истории в виде величественного Колизея и подобных примеров великое множество.

Каждое отдельное сооружение или их ансамбли, проспекты, парки, улицы и площади, целые поселки и города вызывают у людей определенные эмоции, чувства и настроения. Это происходит из-за того, что авторы архитектурных произведений вложили в них определенную идею и смысловую информацию. Каждая постройка имеет конкретное назначение, поэтому ее внешний вид должен соответствовать ему и настраивать людей на определенный лад.

В современном мире в эпоху бурного технического развития у архитекторов огромное количество возможностей воплотить в жизнь самые смелые замыслы и идеи, благодаря этому появились такие архитектурные стили как модерн и хай-тек. Им в отличие от, например старинного романского направления или противоречивого барокко свойственна смелость решений, многообразие материалов и яркость идей.

Но, несмотря на появление новых современных архитектурных течений, никогда не потеряют свое очарование старинные особняки, соборы и дворцы, которые являются своеобразным символом города или страны, где они расположены. Такие здания существуют вне времени и всегда вызывают восхищение и трепет у истинных ценителей архитектурного искусства.

В более поздний период человеческой истории значительную часть информационной функции «книги каменной» взяла на себя «книга печатная», другие формы коммуникации. И это не могло не отразиться на зодчестве и архитектуре нового периода.

Ведь требования, предъявляемые к архитектуре, изменяются зависимости от условий материальной и духовной жизни общества, поэтому каждой эпохе соответствует своя, исторически обусловленная архитектура, которую отличают особые стилевые признаки. Накладывают на архитектуру свой отпечаток и географическая среда, климат, природные условия той или иной страны, и национальные черты данного народа, что формирует в архитектурном стиле его местные, региональные особенности.

Архитектура современного города - это:

- здания и другие сооружения (их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности;

- искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества.

С точки зрения формирования современного города, архитектура должна создавать удобную и в то же время красивую, эстетически выразительную, психологически комфортную, облагораживающую среду, т. е. постройки должны служить для практического использования и в то же время выражать духовную сторону жизни.

Различные бытовые и трудовые процессы в начальный период истории человеческого общества протекали в естественном, природном пространстве, т. е. под открытым небом, в пещерах, шалашах. Затем, со временем, люди научились возводить постройки. Сооружая строения, здания, люди создают так называемое организованное пространство, которое не просто ограничено стенами и крышей, но и имеет заданную нужную форму. Организация пространства для процессов человеческой деятельности и на сегодняшний день является важной задачей архитектуры. В ее осуществлении тесно переплета­ются две основные функции: практическая и художественная.

Не помнить о задачах архитектуры как практической деятельности и смотреть на нее как на вид искусства - значит игнорировать насущные жизненные интересы людей. Но недооценивать задачи архитектуры как искусства - другая крайность, которая приносит обществу большой духовный ущерб. Архитектура - это градостроительное искусство, которое руководствуется не только законами целесообразности, но и законами искусства. Художественные образы архитектуры оказывают воздействие на психику людей, на их сознание, т. е. архитектура как искусство является важной составной частью культуры.

Рассматривая архитектуру в историческом развитии, видно, как меняются ее стили. Каждый из них отражает неповторимое сочетание социальных условий, уровня развития техники и эстетических идеалов своей эпохи. И бессмысленно определять, что лучше и ценнее. Все они образуют драгоценную сокровищницу человеческой культуры, летопись истории человечества.

Составляя область материальной культуры, как вид искусств, архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружения человека, выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре всегда выражен характер эпохи; самым тесным образом она связана с жизнью своего времени.

На формирование архитектуры оказывают влияние многие факторы, но решающее значение имеют социальные предпосылки и технические методы строительства. Изучая архитектуру разных эпох мы видим, как ее формируют общественное устройство, нужды и интересы классов и сословий, культура и идеология: архитектурные формы вырабатывались в зависимости от тех или иных применявшихся в строительстве материалов, конструкций, от развития строи тельной индустрии, сложившихся архитектурно - строительных традиций данной страны.

Все эти факторы формируют архитектуру не автоматически и не однозначно, а в сложном взаимодействии. При этом первостепенное значение имеют общественные условия, цели и задачи, исходя из которых применялись те или иные приемы.

Уровень развития общества определяет функции и типы сооружений, технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала, иными словами польза, прочность, красота. Архитектура изменяет окружающую человека среду и самого человека.

С одной стороны, произведения архитектуры также необходимы людям, как и другие материальные блага. Основное требование, которое предъявляется к ним с этой точки зрения, - соответствие их прямому практическому назначению. Это требование обозначают понятием польза (удобство). Требования к удобству являются историческими, непрерывно изменяющимися в зависимости от эпохи, социально - экономического уклада общества. Безусловно, здания и сооружения должны быть прочными, так как их разрушение угрожало жизни людей и наносит материальный ущерб обществу в целом и отдельным его членам.

С другой стороны, архитектура как составная часть градостроительства, удовлетворяя утилитарные потребности людей, призвана удовлетворять и их эстетические потребности. В связи с этим шаблон "монотонность" не должны существовать в определении перспектив развития городов. Особенность архитектуры состоит в том, что она есть результат такого формирования материально - пространственной среды, которое наилучшим образом отвечает поставленной практической цели и требованиям меры, выступающей как «закон красоты». Неповторимую прелесть и очарование городу создают выдающиеся памятники архитектуры, сконцентрированные в этом городе и отражающие его историческую судьбу, гениальные творения зодчества. Но существует еще один важный интегральный показатель красоты города, привлекательности городской среды. Этот показатель - ее своеобразие, которое чаще всего находит выражение в гармоничном сочетании, комфортности, художественности, разнообразии, что должно находить свое отражение на всех стадиях градостроительства.

Существуют следующие основные области архитектуры:

  1. Градостроительство - раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно - экономические и экологические проблемы.

  2. Объёмное проектирование (иногда просто архитектура, зодчество) - основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданийисооружений.

  3. Ландшафтная архитектура - раздел архитектуры, посвященный организации садов,паркови других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.

  4. Архитектура малых форм - раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально - декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

  5. Дизайн интерьеров - раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьеразданий, то есть непосредственно среды обитания человека.

Вопросы для повторения

  1. Социально - экономические причины появления городов.

  2. Отличительные признаки города.

  3. Охарактеризуйте специфику городского образа жизни.

  4. Основные признаки классификации населенных мест.

  5. Группы городов в зависимости от численности населения.

  6. Группы городов по функциональному и административно - территори­альному значению.

  7. Формы населенных мест.

  8. Отличие агломерации от групповых систем населенных мест.

  9. Что такое мегалополис?

10) Определите понятие «градостроительство». Основная цель градостроительной деятельности.

11) В каком документе определен порядок осуществления градострои­тельной деятельности на территории Российской Федерации?

12) Что включает в себя архитектура современного города?

13) Почему важно сохранять памятники архитектуры?