logo
Gradostroitelstvo_1_i_2_glava

Генеральный план города

Каждому городу необходимо иметь целевую стратегию градостроительного развития, которая определяет трудовую деятельность и благосостояние его жителей на многие годы. Выбирая основные приоритетные направления развития города (поселения), следует учитывать исторические особенности города, природно-климатические условия, в которых он находится, культурные традиции и т. д.

Важнейшим требованием к долгосрочной стратегии развитии города является учет реалий экономического состояния и развитии общества. Разработанные до 90 - х. гг. XX в. генеральные планы городов, рассчитанные на условия плановой социалистической экономики, централизованное финансирование строительства и управление из единого центра, в настоящее время не отвечают новым политическим, социальным и экономическим условиям.

Поэтому в последнее десятилетие в российских городах нарастало расхождение между территориальным планированием развития города и реальными процессами по развитию территории. В связи с этим в городах осуществлялась хаотичная застройка многих территорий. Поэтому в настоящее время в городах, особенно крупных и крупнейших, активизировалась работа по разработке новых генеральных планов. Заказчиками генеральных планов города и его пригородной зоны являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В генеральном плане определяются основные направления использования земель населенных пунктов для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха с учетом интересов населения и государства. Генеральный план разрабатывается на период 15 - 20 лет, с выделением первой очереди на 5 - 10 лет.

Как правило, в настоящее время генеральные планы разрабатываются в две стадии: концепция генерального плана (концепция) и генеральный план города, другого поселения (генеральный план).

Концепция разрабатывается на территорию города и его пригородной зоны с целью определения долгосрочной стратегии и этапов их хозяйственного развития, а также функционально - планировочной организации на основе комплексного анализа экономических, социальных, экологических и градостроительных условий, исходя из ресурсного потенциала территории и рационального природопользования.

Генеральный план разрабатывается на территорию в пределах городской, поселковой черты и определяет территориальное устройство города, другого поселения, размещение общегородских, общепоселковых объектов социальной сферы, основные направления развития инженерных и транспортных систем, мероприятия по сохранению природного и исторического наследия, очередность освоения территории и строительства.

Границы проектирования для генеральных планов определяются:

При разработке генерального плана учитываются:

Генеральные планы исторических поселений и поселений, имеющих памятники истории и культуры, разрабатываются с учетом историко-архитектурных исследований, историко - архитектурных опорных планов этих поселений и проектов зон охраны памятников истории и культуры.

Проектные материалы генерального плана состоят из двух блоков - чертежей и пояснительной записки.

Основные чертежи генерального плана:

-план современного использования территории города (опорный план);

- схема комплексной оценки территории;

- генеральный план (основной чертеж);

- схема зонирования территорий;

- схема транспортной инфраструктуры;

- схема инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

В составе генерального плана могут разрабатываться дополнительные схемы, состав и содержание которых определяются заданием на проектирование. Например, при наличии сложных инженерно-геологических условий схема комплексной оценки территории дополняется инженерно-геологическими и гидрогеологическими картами, а при сейсмичности 7 и более баллов - картами микросейсморайонирования. Для поселений, расположенных в районах Крайнего Севера, дополнительно показываются данные оценки радиационно - теплового режима, ветрового режима и геокриологических процессов.

Графические материалы генерального плана города с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более выполняются в масштабе 1:25 000 - 1:10 000; для городов с расчетной численностью населения 100 - 500 тыс. чел. - в масштабе 1:10 000 - 1:5 000; для городов с расчетной численностью населения от 10 тыс. до 100 тыс. чел. - в масштабе 1:5 000; для города, а также другого поселения с расчетной численностью населения менее 10 тыс. чел. - в масштабе 1:2 000.

На плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются:

- существующие границы поселения и предложения по уточнению;

- земли федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной и частной собственности;

- планировочная структура поселения;

- распределение застройки по этажности и степени капитальности;

- сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры;

- линии высоковольтной электропередачи;

- границы зон охраны памятников природы, истории и культуры, других объектов особого регулирования градостроительной деятельности, территории резерва.

На опорном плане также показываются границы оформленных отводов территорий для всех видов использования, а на проектном плане - территории и границы объектов первоочередной разработки градостроительной документации.

Схема комплексной оценки территории содержит оценку природно-ресурсного потенциала территорий, обеспеченности транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами, а также экологического состояния территорий.

На схеме комплексной оценки территории показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности:

- зоны охраны памятников истории и культуры, историко - культурных комплексов и объектов, заповедные зоны;

- зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной (горно - санитарной) охраны;

- санитарные, защитные и санитарно - защитные зоны;

- водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

- зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

- зоны залегания полезных ископаемых;

- территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

- зоны различной градостроительной ценности территорий, иные зоны, установленные в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и влияющие на осуществление градостроительной деятельности.

На схеме зонирования территорий показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования их территорий: жилые, общественно - деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иные зоны режимных территорий, иные зоны в соответствии с местными условиями, а также зоны особого регулирования градостроительной деятельности. В указанных зонах могут выделяться подзоны. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.

На схеме транспортной инфраструктуры показываются существующие и проектируемые:

- территории и сооружения внешнего транспорта - железнодорожные пути и станции, аэропорты, морские и речные порты, причалы, пристани, мосты, путепроводы, тоннели, трубопроводы и др.;

- классификация улично - дорожной сети;

- линии наземного и подземного общественного пассажирского транспорта;

- размещение сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств, иные сооружения транспортной инфраструктуры.

На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые:

- головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация;

- линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи;

- территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания;

- гидротехнические сооружения;

- сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов;

- мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.

Пояснительная записка генерального плана содержит:

- основные характеристики природно - климатических условий, национальных и исторических особенностей поселения;

- роль поселения в системе расселения и административно - территориальном делении региона и страны;

- аналитические материалы современного состояния;

- материалы, обосновывающие принятые проектные решения и их экономическую оценку;

- организационное и нормативное правовое обеспечение реализации генеральных планов, включая разработку правил землепользования и застройки, целевых программ и программ социально-экономического развития;

- основные технико - экономические показатели и копии основных графических материалов.

Технико - экономические показатели генерального плана (прилиложение 2) приводятся на исходный год его разработки и по этапам его реализации.

Обязательной составляющей пояснительной записки генерального плана являются разделы о защите поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне; об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.

Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана разрабатываются с учетом реализации положений утвержденных федеральных целевых программ, целевых программ соответствующего субъекта Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также инвестиционных проектов, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов бюджета поселения и иных источников финансирования.

Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана являются основой для формирования городской инвестиционной программы.

Обязательными положениями генеральных планов поселений являются:

  1. установление зон различного функционального назначения и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности;

  2. предложения по установлению границ городского или сельского поселения;

  3. решения по совершенствованию и развитию планировочной структуры;

  4. параметры развития и модернизации инженерной, транспортной, производственной, социальной инфраструктур во взаимосвязи с развитием федеральной, региональной и межселенной инфраструктур и благоустройству территорий;

  5. предложения по предельным размерам земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

  6. предложения по установлению границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования;

  7. границы зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий;

  8. меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне;

  9. предложения по выделению территорий резерва для развития поселения;

  10. меры по сохранению объектов историко-культурного и природного наследия;

  11. меры по улучшению экологической обстановки;

  12. первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана, включая предложения по перечню объектов градостроительной деятельности, требующих разработки первоочередной градостроительной документации.

Проектные решения генеральных планов являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры; территориального, инфраструктурного и социально - экономического развития поселений; разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков; определения зон инвестиционного развития.

В России процесс градостроительного проектирования сосредоточен в проектно - исследовательских институтах, в которых сформированы проектные мастерские или отделы, осуществляющие разработку проектов с помощью специализированных отделов, разрабатывающих отдельные инженерные и другие вопросы. В последнее время возникло большое количество небольших специализированных проектных организаций, имеющих лицензии на осуществление проектной деятельности.

В состав авторского коллектива, работающего над разработкой генерального плана, как правило, входят архитектор - градостроитель (руководитель проекта), инженер - экономист (экономист - географ), инженеры - специалисты по оценке природных условий (физик - географ, геолог, климатолог, гидролог и др.), специалисты по инженерному обеспечению (транспорту, водоснабжению и канализации, энергоснабжению, озеленению, инженерной подготовке территории и др.). В круг задач экономиста входят:

Таким образом, генеральный план представляет собой документ, являющийся результатом интеграции усилий различных специалистов в создании комфортной среды жизнедеятельности, повышение разнообразия и привлекательности городской среды.