3. Существующее использование территории города
Арский район расположен в северо-западной части Республики Татарстан, в северной части Предкамской зоны
Граничит со следующими районами:
на севере - с Балтасинским районом;
на востоке - с Сабинским районом;
на юге - с Пестречинским районом;
на западе - с Высокогорским районом.
Центр Арского муниципального района - город Арск расположен на р. Казанка. Площадь территории г. Арск в пределах существующей черты составляет 1769,0 га.
Население по состоянию на 2008г. – 17,754 тыс. человек.
Территория г. Арск граничит со следующими хозяйствами:
на севере - с землями откормсовхоза КП "Игемче";
на юге - с землями КП "Арский" (плодосовхоз) ;
на востоке - с прудами рыбного хозяйства ;
К западу от г.Арск расположено с. Большие Верези, с юго - восточной стороны к территории г. Арск примыкают два населенных пункта - д. Айван и д. Тюбяк - Чекурча.
Архитектурно- планировочная организация
Пространственная структура г. Арск складывалась на протяжении более чем десяти веков, и сегодня представляет не только культурную ценность, но и «генетическую» основу устойчивого градостроительного развития. Планировочную структуру города Арска формирует с одной стороны урбанизированный каркас, а с другой - природный каркас.
Природный каркас г. Арск составляют долина р. Казанка, у которой типично выражена асимметрия склонов, и долины малых рек и ручьев.
Система транспортных магистралей, главных улиц, площадей, градостроительных узлов и примагистральных территорий образуют урбанизированный каркас г. Арск.
Река Казанка разделяет территорию г. Арск на два района - северный и южный. Северный район расположен на правом берегу р. Казанки, характеризующимся крутым рельефом с перепадом отметок от 90 до 160м, изрезанным оврагами разной протяженности и глубины. Рельеф левобережной части р. Казанка, где разместился южный район, имеет пологий характер. Природные условия определили особенности архитектурно - планировочной структуры г. Арск.
Для г. Арск характерна расчлененность жилой территории, часть которой формировалась за пределами влияния общегородского центра в самостоятельные жилые образования с учреждениями повседневного обслуживания (северный и южный районы). Это способствовало возникновению более развитой системы пешеходных направлений в сочетании с движением общественного транспорта от подцентра южного района, формируемого на основе транспортного узла (железнодорожный вокзал), к общегородскому центру, расположенному в северном районе. Данная архитектурно - планировочная система является полицентрической.
Сложившаяся планировочная сетка кварталов северного района г. Арск позволяет выделить на плане населенного пункта три улицы - ул. Интернациональная, ул. Большая, обеспечивающие связи запад - восток, и ул. Банковская, примыкающая с северной стороны. Данные улицы являются главными композиционными осями. Для г. Арск характерно исторически сложившееся мелкое членение территории на жилые кварталы.
Архитектурно - пространственная среда северного района формируется на основе сочетания многоквартирной 2-3 этажной застройки секционного типа с 1-2 этажной усадебной застройкой. При этом секционная застройка сформирована в зоне общегородского центра по ул. Интернациональная, а также вдоль магистральных улиц-ул. Банковская, ул. Большая, ул. Поперечная. На периферийных участках размещается малоэтажная усадебная застройка.
На планировочную структуру северного района также оказывает влияние характер планировки северной объездной дороги. В последние годы шло активное освоение северо-западной части территории за объездной дорогой, с нарушениями планировочного принципа застройки территорий.
Концентрации промышленных территорий в северном районе г. Арск не наблюдаются. Промышленные производства равномерно распределены по всей территории северного района и находятся в непосредственной близости от жилой застройки.
Основу пространственного каркаса южного района г. Арск образуют р.Казанка, ручьи и притоки, окаймляющие верхнюю надпойменную террасу северного района и разрезающие территорию южной части г. Арск с севера на юг.
Железная дорога, проходящая вдоль русла реки, подчеркивает структуру пространственного каркаса.
Железная дорога, как основное средство грузовых перевозок, обусловила размещение промышленных площадок. Производственные объекты располагаются по обе стороны от железной дороги.
В пространственной организации существующей жилой застройки южного района прослеживается принцип регулярного членения территории на мелкие кварталы. Жилая застройка сформирована в основном домами усадебного типа. Лишь в районе существующего железнодорожного вокзала имеется 2-3 этажная секционная застройка.
Связь между северным и южным районами осуществляется по ул. Красная Слобода, которая расположена в западной части г. Арск и выходит на объездную дорогу.
Структурно - функциональная организация
Все многообразие процессов жизнедеятельности осуществляется на территории населенного пункта в различных функциональных системах.
Территория г. Арск по своему функциональному назначению и характеру использования подразделяется на следующие территории :
Общественно-деловые территории, включающие территории административно-деловых, культурно-досуговых, спортивных объектов, а также объектов обслуживания, здравоохранения, образования и т.д.;
Территории жилого назначения;
Производственные территории, объединяющие территории промышленных и коммунально-складских объектов;
Территории транспортно-коммуникационной инфраструктуры, в т.ч. объектов внешнего и городского транспорта;
Территории инженерно - технической инфраструктуры;
Рекреационные территории;
Природные территории;
Территории сельскохозяйственного использования;
Территории специального назначения, включающие кладбища, скотомогильники, свалки;
Территории (кадастровые участки) памятников истории, культуры и архитектуры.
Таблица 3.1
- -Содержание
- Введение
- 1. Экономико-географическое положение города
- 2. Анализ реализации предыдущего генерального плана и других градостроительных документов
- 3. Существующее использование территории города
- Баланс территории г. Арск
- 4. Историко-культурный анализ
- 4. 1 Архитектурно-градостроительные этапы развития населенного пункта
- 4. 2 Краткая характеристика историко-культурного наследия
- 1. Ул. Банковская, 2. Дом Капраловых.
- 2. Советская пл. Дом Советов.
- 3. Советская пл. Торговые ряды с. Хайруллина.
- 4. Богоявленская церковь.
- 5. Дом Сызгановых.
- 8. Здание железнодорожного вокзала станции «Арск».
- 9. Контора железнодорожной станции «Арск».
- 10. Покровская церковь.
- 11. Производственное объединение национальной обуви.
- 12. Воскресенская церковь.
- 5. Социально-экономические предпосылки градостроительного развития города
- 5.1 Социальное развитие города
- 5.1.1 Население. Прогноз численности населения
- Относительный прирост населения (в % к началу периода)
- Возрастная структура населения Арска на начало года (%)
- Уровень демографической нагрузки населения*
- Предполагаемая численность и возрастная структура населения (человек, %)
- 5.1.2 Жилищная инфраструктура
- Динамика жилищной обеспеченности на конец года.
- Оборудование жилого фонда города (на конец 2007 г.)
- 5.1.3 Социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание
- 5.2 Экономическая база развития города
- 5.2.1 Уровень жизни населения
- 5.2.2 Занятость населения. Места приложения труда
- 5.2.3 Комплексная оценка производственной сферы Основные показатели промышленного производства района и города
- 6. Основные направления социально-экономического развития
- 7. Стратегические направления градостроительного развития
- 7.1 Планировочная концепция градостроительного развития Вариант I
- 7.2 Планировочная концепция градостроительного развития Вариант II
- 8. Мероприятия территориального планирования
- 8.1 Территориальное развитие и функциональное зонирование города
- Формирование системы общегородского центра
- 8.3 Формирование жилых территорий
- Движение жилого фонда (кв. М)
- Формирование системы обслуживания
- Производственные и коммунально-складские территории
- 8.6 Формирование природно-экологического каркаса территории. Система зеленых насаждений
- 8.7 Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры (внешний транспорт, улично-дорожная сеть)
- Внешние связи Арского муниципального района, межселенные и региональные.
- 9. Инженерная подготовка территории. Инженерные мероприятия по благоустройству территории
- 9.1 Мероприятия по защите от затопления территории города поверхностными водами
- 9.2 Мероприятия по понижению уровня грунтовых вод
- 9.3 Мероприятия по благоустройству оврагов и крутых склонов
- 9.4 Мероприятия по обводнению территории города
- 9.5 Устройство набережной реки Казанки
- 9.6 Мероприятия по благоустройству карьеров
- 10. Распределение территорий по формам собственности
- 11. Предложения по изменению границ города
- 12. Программа первоочередных градостроительных мероприятий
- 13. Баланс территории и технико-экономические показатели