5.2.1 Уровень жизни населения
Обеспечение достойного уровня жизни населения признано главной целью органов государственной власти Республики Татарстан. Это определено основными направлениями стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан. Достижение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, городов и районов республики должно основываться на производстве конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Город Арск – административный, рыночный и культурный центр Арского района на севере Республики Татарстан.
Арский муниципальный район относится к числу районов со средним уровнем развития промышленности. Для данной группы районов характерен ограниченный набор отраслей, при этом в структуре валового производства доля промышленности меньше доли сельского хозяйства. Также Арский район является традиционно сельскохозяйственным районом и относится к группе районов Республики Татарстан с высоким уровнем развития сельского хозяйства.
В экономических расчетах уровень жизни определяется как отношение доходов на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи. В Арском муниципальном районе значение этого показателя в 2007 году составило 0,83, тогда как по Республике Татарстан – 1,84. Таким образом, в целом по республике достижение уровня жизни, равного 1, считается минимальным уровнем, к которому все районы должны стремиться, и Арскому муниципальному району необходимо ориентироваться на эту величину.
В целом же оценка уровня жизни, как сложной интегральной характеристики социального состояния населения, сопряжена с необходимостью учета большого числа факторов. В качестве показателей, кроме уже упомянутого расчета, в данном разделе используются следующие: показатели доходов на душу населения, производство потребительских товаров на душу населения, объем реализованных услуг всех видов на душу населения, показатели оснащенности жилых помещений теми или иными видами удобств (в % к общему объему жилья), жилищная обеспеченность, обеспеченность объектами социального и культурно-бытового обслуживания и т. д.
Доходы населения являются одним из основных инструментов для измерения благополучия общества. Виды доходов населения многообразны. Основную часть составляют доходы в денежной форме. По данным государственного комитета Республики Татарстан по статистике денежные доходы на душу населения города Арска с 3109,3 руб. в 2005 году выросли до 4301,3 руб в 2006 году. Для сравнения – по республике величина денежных доходов на душу населения за аналогичный период времени составила соответственно 7383,2 руб. и 11595,2 руб. Таким образом, по городу Арску величина доходов на душу населения составила 42% и 37% от республиканского уровня. За 2007 года денежные доходы на душу населения по Арску составили 5180 руб., или 55% от республиканского уровня. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 17%.
Увеличение доходов населения предполагает наличие у населения дополнительных денежных средств, которые могут быть направлены на строительство жилья и другие нужды, возможность удовлетворения которых предусмотрены в том числе и в Генеральном плане города.
По данным государственной статистики, общий объем производства потребительских товаров в Арском муниципальном районе в 2007 году составил 448 850 тыс.руб. Произведено потребительских товаров на душу населения на сумму 8801 руб., тогда как по республике этот показатель составляет 15 519 руб. Таким образом, производство потребительских товаров на душу населения по Арскому муниципальному району составляет 57% от среднереспубликанского уровня. В 2007 году оборот розничной торговли по Арскому муниципальному району составил 1395,9 млн.руб, это самый высокий показатель среди муниципальных районов республики.
За 2007 год по данным Госкомстата Республики Татарстан объем платных услуг населению по Арскому муниципальному району составил 337 747 тыс.руб. На одного жителя оказано услуг на 6622,5 руб., что в 3,7 раза меньше, чем в целом по республике
По оснащенности жилого фонда удобствами (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением) Арск значительно отстает от среднереспубликанского уровня. Лишь оборудование жилого фонда газом в Арске достигает 100%.
Жилищная обеспеченность. населения г.Арска на конец 2007 года составила 21,6 кв.м, в то время как по городской местности Республики Татарстан на тот же период обеспеченность составила 20,8 кв.м. Данный показатель значительно выше, чем в крупных городах республики, но значительно ниже мелких и средних городских населенных пунктов.
По уровню обеспеченности жителей объектами социального и культурно-бытового обслуживания ситуация в городе не сильно отличается от общереспубликанских тенденций. Город характеризуется очень низкой обеспеченностью учреждениями здравоохранения и предприятиями бытового обслуживания (менее 50% от нормативного уровня). Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, учреждениями культуры и спорта свыше 50%, но все же не достигает необходимого нормативного уровня.
Развитие инфокоммуникационных технологий в значительной степени увеличит устойчивый рост экономики Арского района, повысит качество жизни населения за счет внедрения и широкого использования инфокоммуникационных и инновационных технологий, повысит качество и доступность всех видов услуг связи. Согласно программе «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» развитие средств инфокоммуникационных технологий позволит к 2020 году обеспечить население Арского района телефонной связью, в том числе мобильной, на уровне 126%, к 2030 году – 142%.
- -Содержание
- Введение
- 1. Экономико-географическое положение города
- 2. Анализ реализации предыдущего генерального плана и других градостроительных документов
- 3. Существующее использование территории города
- Баланс территории г. Арск
- 4. Историко-культурный анализ
- 4. 1 Архитектурно-градостроительные этапы развития населенного пункта
- 4. 2 Краткая характеристика историко-культурного наследия
- 1. Ул. Банковская, 2. Дом Капраловых.
- 2. Советская пл. Дом Советов.
- 3. Советская пл. Торговые ряды с. Хайруллина.
- 4. Богоявленская церковь.
- 5. Дом Сызгановых.
- 8. Здание железнодорожного вокзала станции «Арск».
- 9. Контора железнодорожной станции «Арск».
- 10. Покровская церковь.
- 11. Производственное объединение национальной обуви.
- 12. Воскресенская церковь.
- 5. Социально-экономические предпосылки градостроительного развития города
- 5.1 Социальное развитие города
- 5.1.1 Население. Прогноз численности населения
- Относительный прирост населения (в % к началу периода)
- Возрастная структура населения Арска на начало года (%)
- Уровень демографической нагрузки населения*
- Предполагаемая численность и возрастная структура населения (человек, %)
- 5.1.2 Жилищная инфраструктура
- Динамика жилищной обеспеченности на конец года.
- Оборудование жилого фонда города (на конец 2007 г.)
- 5.1.3 Социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание
- 5.2 Экономическая база развития города
- 5.2.1 Уровень жизни населения
- 5.2.2 Занятость населения. Места приложения труда
- 5.2.3 Комплексная оценка производственной сферы Основные показатели промышленного производства района и города
- 6. Основные направления социально-экономического развития
- 7. Стратегические направления градостроительного развития
- 7.1 Планировочная концепция градостроительного развития Вариант I
- 7.2 Планировочная концепция градостроительного развития Вариант II
- 8. Мероприятия территориального планирования
- 8.1 Территориальное развитие и функциональное зонирование города
- Формирование системы общегородского центра
- 8.3 Формирование жилых территорий
- Движение жилого фонда (кв. М)
- Формирование системы обслуживания
- Производственные и коммунально-складские территории
- 8.6 Формирование природно-экологического каркаса территории. Система зеленых насаждений
- 8.7 Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры (внешний транспорт, улично-дорожная сеть)
- Внешние связи Арского муниципального района, межселенные и региональные.
- 9. Инженерная подготовка территории. Инженерные мероприятия по благоустройству территории
- 9.1 Мероприятия по защите от затопления территории города поверхностными водами
- 9.2 Мероприятия по понижению уровня грунтовых вод
- 9.3 Мероприятия по благоустройству оврагов и крутых склонов
- 9.4 Мероприятия по обводнению территории города
- 9.5 Устройство набережной реки Казанки
- 9.6 Мероприятия по благоустройству карьеров
- 10. Распределение территорий по формам собственности
- 11. Предложения по изменению границ города
- 12. Программа первоочередных градостроительных мероприятий
- 13. Баланс территории и технико-экономические показатели