1. Экономико-географическое положение города
Город Арск расположен в центре северной части западного Предкамья на берегу реки Казанки, являющейся притоком Волги. Город Арск – центр Арского муниципального района, находится в 60 км от столицы Республики Татарстан г. Казани.
Арский район – один из древнейших регионов Казанского ханства. Здесь располагались личные владения правителей и знати. Эта земля на протяжении веков была надёжной опорой Казанских ханов. Арская история связана с многочисленными событиями, игравшими ключевую роль в становлении государственности татарского народа.
Город Арск основан по преданию ханом Батыем в XIII веке. В 1552 году по указу Ивана Грозного в Арск послан воевода со стрельцами. В 1606 году Арск стал крепостью. Крепость многие годы успешно выполняла свою функцию, оберегая мирных жителей от вражеских набегов. В 1781 году образован уездный город Арск. С 1926 года - сельское поселение, с 1938 года - посёлок городского типа. Постановлением Президиума Госсовета РТ от 27 июня 2008 г. №3900-III ГС посёлок городского типа Арск преобразован в город районного значения.
На современном гербе Арского муниципального района изображена золотая крепость, образ которой заимствован из герба уездного города Арска, утверждённого в 18 октября 1781 года, отражающий исторические особенности развития региона.
Город Арск расположен в 60 км от г.Казани, входит в состав Казанской групповой системы расселения и является одним из подцентров наряду с городом Зеленодольском. Казанская групповая система относится к традиционно промышленно-аграрному типу системы расселения.
Большое влияние на протекание современных социально-экономических процессов как города Арска так и Арского муниципального района оказывает нахождение в непосредственной близости крупного города-миллионника, столицы Республики Татарстан – г. Казань.
Согласно экономическому районированию Республики Татарстан, проведенному в рамках программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», город Арск входит в состав Северного экономического района Республики Татарстан.
На начало 2008 года постоянное население г. Арск составило 17,75 тыс. чел. Арск занимал первое место по численности населения среди поселков городского типа Республики Татарстан, а из городов районного значения уступает только Менделеевску (22,1 тыс. чел.) и Агрызу (18,9 тыс. чел).
Экономика города и района характеризуется достаточно высоким развитием промышленности наряду с сельским хозяйством.
Город обладает выгодным транспортно-географическим положением. Основное внешнее сообщение города с другими районами РТ, и регионами РФ осуществляется железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Непосредственно через город проходит автомобильная дорога территориального значения. На территории города расположена железнодорожная станция. Перевозки пассажиров и грузов водным и воздушным видами транспорта в городе и районе не производятся в виду отсутствия аэродрома гражданской авиации, а протекающие по территории района реки не судоходны. При необходимости перевозки водным и воздушным видами транспорта могут осуществляться из г. Казани.
Город Арск обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Город Арск находится на живописном берегу р. Казанка. Арский муниципальный район обладает богатой историей и сохранил множество тому подтверждений. В границах современного города расположен памятник археологии – Арское городище, памятники градостроительства и архитектуры республиканского значения: Дом купца Капралова, дом Сызгановых, торговые ряды купца С. Хайруллина, здание районной типографии - памятник гражданской архитектуры, Дом Советов 1930 года постройки, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и др. На территории Арского муниципального района также располагаются памятники археологии, истории, градостроительства, архитектуры и искусства республиканского значения.
- -Содержание
- Введение
- 1. Экономико-географическое положение города
- 2. Анализ реализации предыдущего генерального плана и других градостроительных документов
- 3. Существующее использование территории города
- Баланс территории г. Арск
- 4. Историко-культурный анализ
- 4. 1 Архитектурно-градостроительные этапы развития населенного пункта
- 4. 2 Краткая характеристика историко-культурного наследия
- 1. Ул. Банковская, 2. Дом Капраловых.
- 2. Советская пл. Дом Советов.
- 3. Советская пл. Торговые ряды с. Хайруллина.
- 4. Богоявленская церковь.
- 5. Дом Сызгановых.
- 8. Здание железнодорожного вокзала станции «Арск».
- 9. Контора железнодорожной станции «Арск».
- 10. Покровская церковь.
- 11. Производственное объединение национальной обуви.
- 12. Воскресенская церковь.
- 5. Социально-экономические предпосылки градостроительного развития города
- 5.1 Социальное развитие города
- 5.1.1 Население. Прогноз численности населения
- Относительный прирост населения (в % к началу периода)
- Возрастная структура населения Арска на начало года (%)
- Уровень демографической нагрузки населения*
- Предполагаемая численность и возрастная структура населения (человек, %)
- 5.1.2 Жилищная инфраструктура
- Динамика жилищной обеспеченности на конец года.
- Оборудование жилого фонда города (на конец 2007 г.)
- 5.1.3 Социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание
- 5.2 Экономическая база развития города
- 5.2.1 Уровень жизни населения
- 5.2.2 Занятость населения. Места приложения труда
- 5.2.3 Комплексная оценка производственной сферы Основные показатели промышленного производства района и города
- 6. Основные направления социально-экономического развития
- 7. Стратегические направления градостроительного развития
- 7.1 Планировочная концепция градостроительного развития Вариант I
- 7.2 Планировочная концепция градостроительного развития Вариант II
- 8. Мероприятия территориального планирования
- 8.1 Территориальное развитие и функциональное зонирование города
- Формирование системы общегородского центра
- 8.3 Формирование жилых территорий
- Движение жилого фонда (кв. М)
- Формирование системы обслуживания
- Производственные и коммунально-складские территории
- 8.6 Формирование природно-экологического каркаса территории. Система зеленых насаждений
- 8.7 Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры (внешний транспорт, улично-дорожная сеть)
- Внешние связи Арского муниципального района, межселенные и региональные.
- 9. Инженерная подготовка территории. Инженерные мероприятия по благоустройству территории
- 9.1 Мероприятия по защите от затопления территории города поверхностными водами
- 9.2 Мероприятия по понижению уровня грунтовых вод
- 9.3 Мероприятия по благоустройству оврагов и крутых склонов
- 9.4 Мероприятия по обводнению территории города
- 9.5 Устройство набережной реки Казанки
- 9.6 Мероприятия по благоустройству карьеров
- 10. Распределение территорий по формам собственности
- 11. Предложения по изменению границ города
- 12. Программа первоочередных градостроительных мероприятий
- 13. Баланс территории и технико-экономические показатели