logo
Конспект Инженерное Обустройство

Снежная мелиорация

Снежная мелиорация позволяет управлять водным режимом почвы и ранневесеннее время. Различают три вида снежных мелиорации:

1. Снегозадержание и снегонакопление;

  1. Ускорение и замедление таяния снега на транспортных путях;

  2. Борьба со снежным заносом.

1. Снегозадержание направлено на удержание снега на месте выпадения, a снегонакопление – задержание снега, переносимого ветром. При снегонакоплении не обеспечивается равномерная толщина снежного покрова, поэтому образуется неоднородный температурный режим корнеобитаемого слоя почвы. Снегозадержание и снегонакопление позволяют сохранить до 30-70% снега от сдувания его ветром. Снежный покров накапливает влагу в почве, защищает посевы озимых культур от замерзания. Под снегом почва замерзает на меньшую глубину, также повышается эффективность действия вносимых удобрений. Снегозадержание достигается путем устройства преград, их расположением поперек господствующего в районе ветра. Расстояние между рядами снегозадерживающих препятствий принимался 15-20х их высоте. При этом используются:

1) Снегозадерживающие щиты. Их изготовляют высотой 1,5 м. Длина 1,5-2 м. Их делают решетчатыми и на 1 га устанавливают 80-100 шт.

  1. Кулисные посевы высокостебельных растений (подсолнечник, горчица...). Расстояния между растениями принимаются равными 25-30 см, а между радами 80-100 см.

  2. Преграды из снега устраивают при плотном снеге. Их делают в виде куч и устраивают эти кучи снегопахами. Иногда снег собирают в валы высотой до 60 см, а расстояние между валами от 6 до 21 м.

  3. Полезащитные лесные полосы обеспечивают неравномерное снегонакопление. Возле полосы создается максимальное количество снега, а по мере удаления от нее объем снега уменьшается.

Дальность действия полос и эффективность их работы зависят от конструкции полосы и высоты деревьев в полосе.

2. Эффективно в районах севера с эффективным вегетационным периодом снег зачерняют весной золой, пылью, сажей или другими поглощающими солнечную радиацию материалами. Сход снега ускоряется на 10-15 дней и удлиняется вегетационный период. Замедление таяния снега позволяет сохранить садовые культуры от весенних заморозков. Для этого снег покрывают мхом, хвоей, соломой, или другими теплоизоляционными материалами. Иногда проводят уплотнение снега.

3. Борьба со снежными заносами на транспортных путях ведется в полосе отвода путей. Для снегозадержания используют либо защитные насаждения, либо механические щиты, которые изготовляют размером 2×2 метра. На пристанционных участках устраивают постоянные решетчатые заборы высотой до 6 метров. Наиболее эффективна живая снегозащита. Снегозадерживающие насаждения создают:

1) В виде узких однополосных насаждений из 2-4 рядов елей. Полоса размещения на расстоянии 18-30 м от полотна дороги (расстояние между рядами - 4-5 м, в рядах – 0,7-0,8 м). В северных регионах кроме ели в лесные полосы вводят лиственные кустарники (боярышник, облепиха, шиповник...).

2) В 60-е года предложены узкие снегозадерживающие полосы с широкими интервалами между рядами. Конструкция полосы плотная. Полевые опушки создают с высокой ветропроницаемостью, а путевые создают более плотными. Расстояние между полосами от 20 до 50 метров. В интервалах полос высевают сельскохозяйственные культуры, а в полосы вводят дуб, ель, ильмовые, ясень, березу, акацию, клен и жимолость.

Агротехника создания снегозадерживающих полос, такая же, что и в полезащитных. В полосах проводят восстанавливающие рубки и рубки ухода. На не заносимых снегом ветроударных участках железных дорог создают ветроослабляющие лесные полосы. Возле населенных пунктов с целью предупреждения выхода скота на железнодорожные пути и обеспечения безопасности движения выращивают оградительные насаждения высокой густоты. В эти насаждения вводят ель, лиственные породы и колючие кустарники. Лесные полосы вдоль автодорог имеют то же назначение, что и вдоль ж.д. путей. Но создаются эти полосы узкой ширины, как правило, состоят го одного или двух рядов деревьев.