Структура управления технической эксплуатацией
Конечная цель технической эксплуатации зданий – достижение эффективного и безотказного их функционирования. Поэтому при проектировании организационной структуры и показателей качества управления и функционирования эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений поступают так, чтобы была достигнута максимальная эффективность эксплуатации зданий и прилегающих территорий.
В зависимости от методов достижения поставленной задачи различают централизованное и децентрализованное управление коллективами (подразделениями).
Централизованное управление обладает высокой эффективностью при использовании материальных и трудовых ресурсов за счет оперативной их перегруппировки на наиболее ответственных участках работ. Развитие централизованных систем управления должно обеспечиваться созданием центров надежной, оперативной обработки и передачи информации о состоянии управляемых подразделений и выработки соответствующих управляющих воздействий для достижения поставленных задач наиболее эффективными методами.
Централизованная схема построения ремонтно-эксплуатационных служб облегчает концентрацию материальных и трудовых ресурсов, значительно снижает потребность в запасах материалов, машин и механизмов на выполнение аварийных и других непредвиденных работ. Известно, что случайные неисправности предупредить невозможно. Для их устранения создается запас материалов, организуется круглосуточное дежурство требуемого числа рабочих соответствующих специальностей и необходимых машин и механизмов. Объем запасного оборудования и материалов, а также число рабочих для устранения возникающих аварий и неисправностей – величины случайные и определяются двумя параметрами: средним значением числа машин, материалов и оборудования, а также средним числом рабочих данной специальности. Но эти средние величины гарантируют выполнение только части возникающих неисправностей и аварий (около 50%). Для повышения гарантии устранения как можно большего числа неисправностей и аварий создаются запасы гарантированного числа машин, оборудования, материалов и комплектуется расчетное число рабочих, превышающее среднюю потребность в них из условия выполнения непредвиденных работ в предельно допустимое время.
В ряде случаев, когда ресурсы недефицитны (при этом трудоемкость и сложность сбора, обработки и передачи информации могут существенно снизить эффективность работы подразделений), целесообразно применять децентрализованную систему управления. Например, в аварийных службах, когда дежурный диспетчер сразу после получения заявки о неисправности или аварии принимает решение и высылает бригаду для восстановления работоспособности элемента здания или инженерной системы.
При создании эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций, как правило, соблюдается принцип иерархического построения системы управления, при котором задачи управления решаются по рангам. В подразделениях низшего ранга решаются задачи непосредственного управления коллективами ремонтно-эксплуатационных подразделений. Обобщенная информация о состоянии выполнения мероприятий по эксплуатации зданий передается в орган высшего ранга. При этом, чем выше ранг управляющего органа, тем более обобщенную информацию он получает, а решения, вырабатываемые этим органом, имеют также обобщенный характер. Такие обобщенные решения конкретизируются в органах низшего ранга.
Следует иметь в виду: чем меньше рангов управления, тем более оперативна структура подразделения, обеспечивающая эффективное функционирование ее звеньев.
Можно выделить четыре основных типа структур управления, применяемых при организационном построении ремонтно-эксплуатационных служб:
непосредственное управление, когда руководитель отдает распоряжения непосредственно каждому исполнителю;
линейная структура;
функциональная структура;
линейно-функциональная структура.
Непосредственное управление осуществляется в малочисленных коллективах (участок мастера, аварийно-диспетчерская служба и др.)
В производственных ремонтно-эксплуатационных подразделениях имеющих большую численность, применяется линейная структура управления. При этой структуре исполнители разбиваются на отдельные подразделения, во главе которых стоит руководитель. Такая схема применяется при создании участков производителей работ, в состав которых входят участки мастеров.
При линейной структуре каждый руководитель должен решать все вопросы, касающиеся деятельности подчиненных ему коллективов. Поэтому от руководителя подразделений требуются разносторонние знания и опыт, что труднодостижимо, особенно при эксплуатации современных зданий, оборудованных сложными инженерно-техническими системами и автоматическими устройствами.
Указанных недостатков лишена функциональная структура (построения ремонтно-эксплуатационных подразделений, при которой общие для нескольких подразделений функции передаются для исполнения подразделениям, специализирующимся на выполнении одной из них. Создание специализированных подразделений по эксплуатации лифтов, инженерно-технических систем и другого оборудования зданий – пример функционального структурного построения ремонтно-эксплуатационных подразделений (служб).
Для эксплуатации объектов недвижимости (зданий) создаются эксплуатационные подразделения, выполняющие техническое обслуживание и ремонт всех систем, конструкций и оборудования зданий собственными силами (хозяйственный способ ведения работ, линейная структура подразделений) или заключаются договора со специализированными службами (подрядный способ ведения работ, линейно-функциональная структура подразделений).
Задача ремонтно-эксплуатационных (эксплуатирующих) организаций – обеспечение технической эксплуатации и обслуживания объекта в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации зданий, а также другими нормативными документами.
Ремонтно-эксплуатационную организацию возглавляет начальник (генеральный директор). Кроме начальника в штате эксплуатирующей организации могут состоять (в зависимости от объема эксплуатируемых площадей): главный (старший) инженер, инженеры по эксплуатации, техники, работники бухгалтерии, секретари, менеджеры, операторы уборки и т.д.
Начальник ремонтно-эксплуатационной службы (начальник отдела, директор эксплуатирующей организации) организует работу всех звеньев технической эксплуатации, координирует работу специализированных организаций, осуществляющих техническую эксплуатацию элементов здания, санитарную очистку и уборку прилегающей территорий, экономично и рентабельно ведет хозяйство, руководит хозяйственно-финансовой деятельностью, организует подбор и расстановку кадров, следит за их обучением.
Главный инженер эксплуатирующей организации является заместителем начальника. Он разрабатывает перспективные и текущие планы проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту элементов зданий, руководит выполнением мероприятий по безопасным методам эксплуатации объектов, участвует в работе комиссий по приемке объектов в эксплуатацию (законченных строительством и после ремонта).
Кроме того, главный инженер организует техническое обучение, повышение квалификации инженерно-технических работников и рабочих, обеспечивает повышение производительности труда путем внедрения передовых методов и механизации работ.
Главный инженер руководит объединенной диспетчерской службой (ОДС), которая организует и контролирует работы по своевременному устранению возникающих неисправностей подразделениями, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт зданий.
Инженер по эксплуатации (старший инженер) подчиняется главному инженеру эксплуатирующей организации и руководит работами по текущему ремонту объекта недвижимости. В ведении инженера по эксплуатации находятся рабочие, выполняющие текущий ремонт, которые, как правило, объединяются в бригады и работают на единый наряд. Инженер по эксплуатации непосредственно выдает бригаде задания на производство работ и через техников контролирует их выполнение. Он контролирует также ход работ и их качество по капитальному ремонту зданий, обеспечивает своевременно подачу заказов и оформление дефектных ведомостей на составление технической документации на все виды ремонта и контролирует ход изготовления проектно-сметной документации.
Техник (техник-смотритель, бригадир) является старшим сотрудником группы обслуживающего персонала. Технику подчиняются: уборщицы, дворники, лифтеры и обслуживающий персонал, закрепленный за объектами, обслуживаемыми техником. Он контролирует организацию и качество текущего и капитального ремонта в закрепленных за ним объектах, обеспечивает надлежащее содержание участка территорий, а также зеленых насаждений.
Поскольку все рабочие, выполняющие текущий ремонт, как правило, работают в составе бригады, они осваивают смежные профессии и в процессе технического обслуживания зданий выполняют несколько видов работ.
В штатах ремонтно-эксплуатационных организаций предусматриваются также должности младшего обслуживающего персонала: лифтеры (при отсутствии объединенных диспетчерских систем), уборщицы, дворники, слесари-сантехники, электромонтеры, плотники и другие работники в зависимости от инженерной оснащенности и благоустройства объекта недвижимости.
Низовым звеном ремонтно-строительной или специализированной эксплуатирующей организации, выполняющей техническое обслуживание и ремонт зданий и их инженерных систем, является служба эксплуатации объекта (участок мастера), который закрепляется за конкретными эксплуатационными организациями и оперативно подчиняется их руководителям.
Для планирования и координации деятельности подчиненных участков в составе аппарата управления специализированной или ремонтно-строительной организации создаются плановый, финансовый, производственный отделы, группы материально-технического снабжения, проектно-сметная группа, а также отделы проектирования работ, бухгалтерия и др. В штатном расписании аппарата управления предусмотрены также должности инженеров по технике безопасности, кадрам, главный энергетик и др.
Штаты аппарата управления специализированных и ремонтно-строительных организаций и численность линейных инженерно-технических работников устанавливают в зависимости от объемов работ, их сложности и трудоемкости на основании типовых структур.
Должностные обязанности работников управленческого персонала и линейных работников, специализированных и ремонтно-строительных организаций разрабатывает руководитель подразделения применительно к конкретным условиям производства работ на основании типовых должностных инструкций для данной категории работников.
При выборе структуры управления эксплуатирующей организации должны учитываться особенности технологических процессов, протекающие в эксплуатируемых объектах недвижимости.
В зависимости от технологических процессов эксплуатационные требования и обязанности обслуживающего и ремонтно-эксплуатационного персонала для различных категорий объектов эксплуатации отличаются друг от друга. Так, в зданиях, связанных с массовым посещением, одной из основных обязанностей эксплуатационного персонала является обеспечение пожарной безопасности, что учитывается при определении структуры и штатов, соответствующих ремонтно-эксплуатационных служб, а также при утверждении должностных инструкций инженерно-технических работников этих служб.
- Оглавление
- Введение
- Глава 1 система эксплуатации недвижимости
- Понятие и цели эксплуатации недвижимости
- Объекты технической эксплуатации
- Структура управления технической эксплуатацией
- Критерии качества технической эксплуатации
- Приемка объекта недвижимости в эксплуатацию
- Глава 2. Нормативные мероприятия и документация
- 2.1. Нормативно-техническое обеспечение эксплуатации
- 2.2. Технический паспорт объекта
- 2.3. Регламенты производственного процесса
- Охрана труда и пожарная безопасность
- Глава 3. Техническое обслуживание и ремонт
- 3.1. Мониторинг и контроль технического состояния
- 3.2. Техническое обслуживание инженерного оборудования
- 3.3. Техническое обслуживание строительных конструкций
- 3.4.Система планово-предупредительного ремонта
- 3.5. Сезонная эксплуатация объекта
- 3.6. Аварийное и диспетчерское обслуживание
- 3.7. Диспетчеризация и автоматизация объекта
- Глава 4. Санитарное содержание и благоустройство
- 4.1. Клининг и санитарное содержание
- 4.2. Уборка внутридомовых помещений и мест общего пользования
- 4.3. Уборка прилегающей территории
- Внешнее благоустройство
- Озеленение и уход за зеленными насаждениями
- 4.6. Дезинсекция и дератизация
- Глава 5. Управление эксплуатацией недвижимости
- 5.1. Планирование технической эксплуатации
- 5.2. Материально-техническое снабжение
- 5.3. Взаимодействие со смежными организациями
- 5.4. Организация работы персонала по эксплуатации
- 5. 5. Автоматизация процессов эксплуатации недвижимости
- 5. 6. Страхование рисков при эксплуатации
- Литература