§ 2. Коммуникативные модели
В зависимости от различных этих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
1. Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важным моментам в процессе коммуникации. Это -- влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток -- она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.
2. Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на то обстоятельство, что коммуникация -- это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом. Данная модель намного лучше описывает процессы коммуникации, чем линейная.
3. Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это -- реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.
Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель (источник) -- кодирование -- сообщение -- канал -- декодирование -- получатель -- обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация -- это не только передача, но и понимание информации.
* Отправитель (источник) -- создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация (хотя в любой организации сообщения составляют люди).
* Кодирование -- превращение сообщения в символическую форму.
* Сообщение -- информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным.
* Канал -- путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым.
* Декодирование -- расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной.
* Получатель -- объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация.
* Обратная связь -- принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедительным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращается в символическую форму. После этого оно по выбранному каналу передается получателю. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель -- это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.
архитектура коммуникация
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели
- § 1. Понятие процесса коммуникации
- § 2. Коммуникативные модели
- ГЛАВА 2. Значение архитектуры как явления массовой культуры
- § 1. Понятие архитектуры
- §2. История развития архитектуры
- ГЛАВА 3. Архитектура с точки зрения коммуникации
- §1. Коммуникативная функция архитектуры
- § 2. Реализация коммуникативных моделей в архитектуре
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Коммуникативно-языковой аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- Коммуникативно-языковой аспект
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Функциональные аспекты формообразования в архитектуре
- Содержательные аспекты коммуникативных стратегий.
- 2. Коммуникативный аспект
- 48. Коммуникативный аспект культуры речи.
- Общение: коммуникативный аспект.
- IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.