logo search
Ответы на ГОСы - Проектирование

6. Требования к устойчивости зп, расположение грунтов зп.

Для нормальной эксплуатации автомобильных дорог необходимо, чтобы ровность покрытий оставалась неизменной в течение всего пе­риода эксплуатации дороги. Это может быть достигнуто только при прочном и устойчивом земляном полотне, не дающем просадок и не подверженном процессам пучинообразования. Под прочностью земляного полотна понимается его способность сохранять, не деформируясь при действии внешних сил и природных факторов, приданные ему при строительстве формы и размеры. Под устойчивостью понимается сохранение предусмотренного проектом положения в пространстве без смещений и просадок.

Многолетний опыт дорожного и железнодорожного строительства позволил выработать конструкции устойчивого земляного полотна для благоприятных геологических условий - так называемые типовые по­перечные профили земляного полотна. Однако при неблагоприят­ных инженерно-геологических условиях работы земляного полотна, при введении в конструкцию земляного полотна элементов, изменяющих его водно-тепловой режим и тому подобное, приходится разрабатывать ин­дивидуальные проекты, обеспечивающие устойчивость земляного по­лотна.

Методы расчета устойчивости земляного полотна основаны на зако­номерностях механики грунтов с учетом сложных особенностей работы земляного полотна. При этом необходимо учитывать сложные особен­ности работы земляного полотна.

Для устройства земляного полотна используют несколько видов грунтов: крупнообломочные скальные грунты, отходы промышленно­сти, песчаные грунты, супесчаные грунты, пылеватые супесчаные грунты, пылеватые суглинки и тяжелые пылеватые супеси, суглинистые грунты, глинистые грунты, торфы, илистые грунты, сапропели и органоминеральные, шлаки, золы ТЭЦ и установок для сжигания бытовых отходов, формовочные земли, отходы обогатительных фабрик, цементная пыль и другие материалы.

При использовании в насыпях грунтов различного состава и свойств необходимо соблюдать определенные правила размещения их в теле насыпи, обеспечивающие устойчивость земляного полотна.

Верхний слой земляного полотна («рабочий слой»), на который пе­редается давление от проезжающих транспортных средств, должен со­стоять из грунтов, не подверженных пучению или слабопучинистых грунтов: до глубины 1,2 м от поверхности цементобетонных и 1 м асфаль­тобетонных покрытий во II ДКЗ; до глубины 1 м и 0,8 м в III ДКЗ соответственно. В IV и V ДКЗ он должен быть отсыпан из непросадочных и ненабухающих грунтов на глубину 1 и 0,8 м соответственно для цементобе­тонных и асфальтобетонных покрытий. Разнородные грунты следует располагать в теле насыпи горизон­тальными слоями. Менее водопроницаемые грунты располагают в ниж­них слоях, хорошо дренирующие - в верхних. Исключением является случай, когда дренирующий грунт предназначен для прерывания капил­лярного поднятия воды в насыпь из переувлажненного основания. Поверхностям слоев водонепроницаемых грунтов необходимо при­давать двухскатный поперечный профиль с уклоном 20-40 ‰, что спо­собствует стоку из насыпи просачивающейся воды; из слоев водопрони­цаемых грунтов должен быть обеспечен вывод воды на откосы. Грунты и промышленные отходы, подверженные изменением объема или теряющие устойчивость при увлажнении, следует располагать в средней по высоте части насыпей, перемежая их отдельными тонкими прослойками песка или фильтрующих нетканых синтетических мате­риалов - геотекстиля. Насыпи в виде замкнутого ядра из одного грунта, прикрытого сверху и с боков другим грунтом, допускаются лишь при уширении земляного полотна при реконструкции дорог. Не разрешается уширение водонепроницаемым грунтом насыпей, построенных из дре­нирующего грунта. Воспрещается бессистемная, случайная отсыпка различных по свой­ствам грунтов.