logo
Ответы на ГОСы - Проектирование

Проектирование ад

Поскольку автомобильная дорога постоянно подвергается воздейст­вию климатических факторов, для обеспечения круглогодичного дви­жения автомобилей на проезжей части дороги устраивают дорожную одежду. Она представляет собой уложенную на поверхность земляного полотна твердую монолитную конструкцию из материалов, хорошо со­противляющихся воздействию климатических факторов и колес транс­портных средств.

В дорожной одежде различают следующие слои:

Покрытие - верхний, наиболее прочный, обычно водонепроницае­мый, относительно тонкий слой одежды. Он хорошо сопротивляется истирающим, ударным и сдвигающим нагрузкам от колес, а также воз­действию природных факторов. Поскольку покрытие устраивают из наиболее дорогостоящих материалов, ему придают минимально допус­тимую толщину. Покрытие обеспечивает необходимые эксплуатацион­ные качества дороги - ровность поверхности, коэффициент сцепления с шиной. Помимо основного слоя в конструкции покрытия предусматри­вается запасной слой - слой износа, который подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации дорога. Поверх покрытий, не обладающих достаточной водонепроницаемостью и сопротивлением истиранию, устраивают поверхностную обработку (защитный слой), которая представляет собой тонкий защитный слой из органического вяжущего, засыпанного одномерным мелким щебнем. Поверхностную обработку применяют также для повышения шероховатости ставших гладкими покрытий в процессе эксплуатации.

Основание - несущая прочная часть одежды, устраиваемая из камен­ных материалов или грунта, обработанного вяжущими материалами. Оно предназначено для передачи и распределения давления на распо­ложенные ниже дополнительные слон одежды или на грунт земляного полотна (подстилающий грунт). Оно должно быть монолитным, устой­чивым против сдвига и изгиба. Основание может состоять из одного или нескольких слоев. В по­следнем случае верхние слои основания устраивают из более прочных материалов

Дополнительные слои основания укладывают между основанием по­крытия и подстилающим грунтом земляного полотна на участках с не­благоприятными климатическими и грунтово-гидрологическими усло­виями. Материал такого слоя должен быть устойчив к увлажнению. В местах, где земляное полотно сложено из пылеватых, суглинистых и глинистых грунтов, в которых могут развиваться процессы зимнего влагонакопления и пучения, вводят дополнительный слой из пористых ма­териалов - песка, гравия, щебня. Этот слой называют дренирующим, противопучинным или морозозащитным.

Грунт земляного полотна (подстилающий грунт, «рабочий слой зем­ляного полотна») - тщательно уплотненные и спланированные верхние слои земляного полотна, на которые укладывают слои дорожной одеж­ды. На подстилающий грунт передается все давление от транспортных нагрузок, поэтому он является очень ответственным элементом конст­рукции дорожной одежды.