28. Трассирование дорог в овражистых районах. Методы борьбы с оврагами.
Направление трассы определяется положением населенных пунктов между которыми проектируется автодорога и зависит от конфигурации овражной сети и категории а.д. При развитой овражной сети проложение трассы в обход оврага снижает стоимость затрат на строительство, но приводит к большой извилистости, поэтому такое трассирование целесообразно для а.д. низких категорий, а для высоких категорий следует прокладывать трассу приближаясь к кратчайшему направлению, но стараясь обходить овраги. Оптимальным является вариант с наименьшим пересечением оврагов. При обходе оврага а.д. следует располагать на расстоянии не менее 50-100 м от вершины оврага или отвершка и обязательно предусмотреть варианты закрепления оврага. Располагать трассу вблизи вершины в зоне размыва не рационально, т.к. потребуются дополнительные меры по защите з.п. и искусственных сооружений от размыва. При проектировании трассы вдоль речной долины при пересечении оврагов необходимо устраивать мост, обязательно предусматривая устройство защитных дамб и других мероприятий по удержанию любого мусора который несет вода. Допускается проектирование по конусу выноса, но лучше всего пересекать овраг в транзитной зоне. При пересечении широких и глубоких балок прибегают к развитию трассы на склонах для уменьшения объема земляных работ. При строительстве автомагистралей с интенсивным движением сооружают виадуки пересекая овраг на уровне его краев. В овражистых районах на участках а.д. с большими уклонами особое внимание следует уделять укреплению боковых и водоотводных канав.
Овраги образуются в результате размыва грунта потоками воды, стекающей по поверхности. В результате размыва овраг постепенно растет в длину, ширину и глубину. При проектировании дорог в овражистых районах могут встретиться случаи:
а) когда трасса пересекает овраг или вершина оврага подходит к полотну дороги и может вызвать подмыв и разрушение полотна дороги; б) когда трасса проходит вдоль оврага и его рост в ширину или рост образовавшихся отвершков (ответвлений) также может вызвать разрушение дороги; в) когда вершины оврагов с обеих сторон подходят к полотну дороги. Во время изысканий должны быть собраны материалы для работки мероприятий по защите дорог от разрушения растущими оврагами.
Прекращение роста оврага обычно достигается регулированием стока поверхностных ливневых и снеговых вод. Для этого предусматривают следующие мероприятия.
1. Упорядочение стока воды в овраг, так как отдельные, стекающие потоки воды размывают склоны оврага, вызывают образование новых отвершков и обусловливают рост оврага в длину. Для этого овраг ограждают валиками грунта, расположенными таким образом, чтобы, перехватив стекающую воду, подвести ее к местам, в которых ее наиболее удобно отвести в сторону или сбросить на дно оврага.
2. Для сброса воды на дно оврага проектируют специальные неразмываемые русла. Они могут быть устроены по типу: лотков-быстротоков, леек, ступенчатых русел с водобойными колодцами, в которых гасится энергия, приобретенная водой при сбросе. 3. Для устранения размыва дна оврага проектируют запруды, уменьшающие продольные уклоны, а следовательно, и скорость стекания воды по дну оврага. В местах перелива воды через запруды должны быть запроектированы укрепления от размыва путем замощения камнем, укрепления хворостом, фашинами и другим подручным материалом. Откосы и дно оврага планируют и укрепляют растительностью — посадками кустарников, засевом трав и т. д.
Для пересечения оврага дорогой следует выбирать места, где он имеет наименьшие глубину и ширину. На дне оврага должно быть построено водопропускное сооружение, подходы к месту его перехода должны быть удобными. Боковые канавы, по которым вода, текущая вдоль дороги, спускается в овраг, должны бытъ надежно укреплены, чтобы они вследствие размыва не превратились в самостоятельные овраги. В засушливых районах, в местах пересечений глубоких оврагов и тальвегов, может оказаться целесообразным использовать дорожную насыпь как плотину для образования водохранилища. В этом случае необходимо произвести тщательные геологические обследования склонов и дна оврага, чтобы убедиться, что фильтрация воды в обход плотины из водохранилища невозможна или не опасна для устойчивости плотины. В плотинах должны быть предусмотрены водосливные сооружения для сброса излишков паводковых вод. Удобнее располагать водосливы у склонов тальвега, где легко построить отводный канал. Для предохранения проезжей части и полотна дороги на дамбе от повреждения пучинами должно быть обеспечено надлежащее возвышение бровки земляного полотна.
- Проектирование ад
- 1. Классификация ад.
- Проектирование ад
- 2. Тяговые характеристики автомобилей, внешние силы, действующие на автомобиль; уравнение движения автомобиля (динамический фактор).
- Проектирование ад
- 3. Особенности движения автомобиля по кривым, элементы закруглений на автомобильных дорогах (нормы проектирования).
- Проектирование ад
- 4. Режимы движения автомобилей, пропускная способность ад, загрузка дорог движением.
- Проектирование ад
- 5. Элементы продольного профиля ад, последовательность проектирования продольного профиля.
- Проектирование ад
- 6. Требования к устойчивости зп, расположение грунтов зп.
- Проектирование ад
- 7. Регулирование водного режима земполотна с помощью изолирующих прослоек.
- Пректирование ад
- 8.Способы уширения земполотна и дорожной одежды при реконструкции автомобильных дорог. Насыпях и выемках и основы технологии.
- Проектирование ад
- 9. Классификация дорожных одежд
- Проектирование ад
- 10. Критерии расчёта жёстких дорожных одежд.
- Проектирование ад
- 11. Конструктивные слои дорожной одежды.
- Проектирование ад
- 12. Конструкция жестких дорожных одежд.
- Проектирование ад
- 13. Принципы проектирования поверхностного водоотвода на дорогах общей сети и на городских дорогах.
- Проектирование ад
- 14. Система сооружений подземного водоотвода на ад.
- Проектирование ад
- 15. Назначение и виды водопропускных сооружений.
- Проектирование ад
- 16. Методика расчета отверстий малых водопропускных труб.
- Проектирование ад
- 17. Методика расчета отверстий малых мостов и определение высоты сооружений.
- Проектирование ад
- 18. Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами.
- Проектирование ад
- 19. Функциональное зонирование города, основные принципы планировки городов.
- Проектирование ад
- 20. Классифицирование городских дорог и улиц.
- Проектирование ад
- 21. Принципиальные основы определения пропускной способности городских дорог и улиц.
- Проектирование ад
- 22. Проектирование плана и профиля городских дорог и улиц.
- Проектирование ад
- 23. Автомобильные магистрали (особенности движения по ним, нормы плана и профиля).
- Проектирование ад
- 24. Принципы обустройства автомагистралей и автомобильных дорог.
- Проектирование ад
- 25. Пересечения автомобильных дорог в одном уровне, совершенствование условий движения на пересечении.
- Необорудованное пересечение в одном уровне
- Проектирование ад
- 27. Конструкции зп на болотах.
- Проектирование ад
- 28. Трассирование дорог в овражистых районах. Методы борьбы с оврагами.