logo
Диплом0012

Теоретические аспекты организации системы управления на предприятии

Управление — весьма сложный, постоянно действующий процесс, который носит многофункциональный характер и со­вершается как в рамках каждого подразделения, так и предпри­ятия в целом. Цель такого процесса — обеспечение определен­ных результатов деятельности предприятия в соответствии с принятым критерием в рамках принятого временного интервала (месяц, квартал, полугодие, год или долгосрочный период, включающий несколько лет).

Основные функции управления сводятся к следующим.

1. Учет (статистика) управленческой информации.

2. Анализ учетно-статистической информации.

3. Планирование деятельности фирмы.

4. Принятие решения и его исполнение.

5. Мотивация деятельности трудового коллектива.

6. Контроль исполнения.

7. Регулирование деятельности.

Технология управления – это приёмы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.

Рассматривая бизнес как некоторое вполне конкретное предпринимательское дело (производственное, коммерческое, финансовое), можно утверждать, что оно, как и всякая общественная деятельность, нуждается в управлении1.

В той или иной степени все перечисленные функции исполь­зуются в бизнесе независимо от его характера, размеров, отрасле­вой принадлежности, организационно-правовой формы и прочих признаков. Однако наполнение этих функций конкретным со­держанием и технология управленческой деятельности, разумеет­ся, несколько различаются в зависимости от масштабов профес­сиональной деятельности и других специфических признаков.

Рассмотрим наиболее общие функции и организацию управ­ления бизнесом, совокупная иллюстрация которых представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Организация управления предприятием

Прежде всего, отметим, что само управление бизнесом необ­ходимо рассматривать в двух аспектах: внешнее управление (внешний контур управления, представленного на рисунке) и внутрифирменное управление (внутренний контур управления)2.

Начнем с рассмотрения внутрифирменного контура управления. Оно представляет собой некоторую последовательность выполняемых функций и в их рамках — выполняемых управ­ленческих операций3.

Итак, первая функция управления — учет (статистика) управ­ленческой информации. Без информации, как известно, нельзя принять вообще никакого решения и, следовательно, невозмож­на никакая управленческая деятельность.

В состав этой важной функции входят следующие управлен­ческие операции:

1.1 — сбор необходимой управленческо-статистической ин­формации (информация о результатах деятельности фирмы в про­шлом периоде, о ценах на выпускаемые товары на рынке, резуль­таты исполнения баланса предприятия, оценка использования производственных ресурсов, показатели финансового состояния предприятия, информация о конкурентах, об их товарах и пр.);

1.2 — переработка всей собранной информации и подготов­ка ее к последующему анализу.

Вторая функция управления анализ учетно-статистической информации. Он содержит следующие управленческие операции:

2.1 — выявление резервов повышения эффективности биз­неса (резервы повышения чистой прибыли фирмы за счет уве­личения количества продаж товара и установления его опти­мальной цены, снижения издержек производства, предложений по реформированию системы налогообложения бизнеса);

2.2 — прогнозирование состояния рынка с учетом возможного поведения фирм-конкурентов в каждой рыночной нише, в которой данная фирма имеет свои интересы (состояние показателей эла­стичности спроса товара по цене, по доходу потребителей, измене­ние платежеспособности потребителей продукции, повышение каче­ства товаров у конкурентов данной фирмы, состояние рыночной доли продаж товара и изменения поставок товара конкурентами).

Третья функция управления — планирование деятельности фирмы. В рамках этой важной функции выполняются следую­щие управленческие операции:

3.1 — проведение необходимых расчетов и разработка не­скольких альтернативных вариантов плана (обоснование крите­рия принятия решения, получение многовариантных оценок ре­зультатов деятельности фирмы в плановом отрезке);

3.2 — экономическая оценка каждого варианта плана и раз­работка предложений по обоснованию лучшего варианта.

Четвертая функция управления — принятие решения и его исполнение. Она предполагает выполнение таких управленче­ских операций, как:

4.1 — выбор планово-управленческого решения;

4.2 — оперативно-производственное планирование.

Пятая функция управления — мотивация деятельности трудо­вого коллектива. В рамках этой функции выполняются следую­щие управленческие операции:

5.1 — выбор организационно-правовой формы будущего бизнеса;

5.2 — система налогообложения бизнеса;

5.3 — распределение будущей прибыли между участниками бизнеса;

5.4 — формы и системы оплаты труда членов производствен­ного процесса.

Шестая функция управления — контроль исполнения. В ее состав входят следующие управленческие операции:

6.1 — координация деятельности производственных подразде­лений и производственных процессов во времени и пространстве;

6.2 — мониторинг производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

6.3 — оценка отклонений от плана по временным интерва­лам и по отдельным структурным подразделениям.

Заключительная, седьмая функция управления — регулирование деятельности. Данная функция предусматривает осуществление внутрифирменной управленческой обратной связи между входом в систему и выходом из нее. При выполнении всех названных функций и технологических управленческих операций фирма может рассчитывать на положительные результаты в своей произ­водственно-хозяйственной деятельности и обеспечить их выпол­нение в рамках установленного планового диапазона4.

Однако, как показывает многолетний обширный производ­ственный опыт, даже если менеджмент фирмы находится на очень высоком квалификационном уровне, получить хорошие, а иногда просто минимально необходимые положительные результаты производства фирмам не удается. В их деятельности наблюдаются спад производства, сокращение балансовой или чистой прибыли, нехватка оборотных средств, задержка денеж­ных расчетов со своими поставщиками и потребителями и дру­гие негативные явления, обычно нарастающие и постепенно ве­дущие фирму к финансовой несостоятельности и банкротству. И в этом не всегда виновато само предприятие и его управлен­цы. Нередко фирмы попадают в тяжелое экономическое и фи­нансовое положение по вине внешнего контура управления. В этот контур входят Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы регионов и прочие территориальные органы управления. Они издают законы, постановления, указы, распоряжения, которые должны выполняться предприятиями, но гро­зят им тяжелыми последствиями.

Итак, организация управления – это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.