Теоретические аспекты организации системы управления на предприятии
Управление — весьма сложный, постоянно действующий процесс, который носит многофункциональный характер и совершается как в рамках каждого подразделения, так и предприятия в целом. Цель такого процесса — обеспечение определенных результатов деятельности предприятия в соответствии с принятым критерием в рамках принятого временного интервала (месяц, квартал, полугодие, год или долгосрочный период, включающий несколько лет).
Основные функции управления сводятся к следующим.
1. Учет (статистика) управленческой информации.
2. Анализ учетно-статистической информации.
3. Планирование деятельности фирмы.
4. Принятие решения и его исполнение.
5. Мотивация деятельности трудового коллектива.
6. Контроль исполнения.
7. Регулирование деятельности.
Технология управления – это приёмы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
Рассматривая бизнес как некоторое вполне конкретное предпринимательское дело (производственное, коммерческое, финансовое), можно утверждать, что оно, как и всякая общественная деятельность, нуждается в управлении1.
В той или иной степени все перечисленные функции используются в бизнесе независимо от его характера, размеров, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и прочих признаков. Однако наполнение этих функций конкретным содержанием и технология управленческой деятельности, разумеется, несколько различаются в зависимости от масштабов профессиональной деятельности и других специфических признаков.
Рассмотрим наиболее общие функции и организацию управления бизнесом, совокупная иллюстрация которых представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Организация управления предприятием
Прежде всего, отметим, что само управление бизнесом необходимо рассматривать в двух аспектах: внешнее управление (внешний контур управления, представленного на рисунке) и внутрифирменное управление (внутренний контур управления)2.
Начнем с рассмотрения внутрифирменного контура управления. Оно представляет собой некоторую последовательность выполняемых функций и в их рамках — выполняемых управленческих операций3.
Итак, первая функция управления — учет (статистика) управленческой информации. Без информации, как известно, нельзя принять вообще никакого решения и, следовательно, невозможна никакая управленческая деятельность.
В состав этой важной функции входят следующие управленческие операции:
1.1 — сбор необходимой управленческо-статистической информации (информация о результатах деятельности фирмы в прошлом периоде, о ценах на выпускаемые товары на рынке, результаты исполнения баланса предприятия, оценка использования производственных ресурсов, показатели финансового состояния предприятия, информация о конкурентах, об их товарах и пр.);
1.2 — переработка всей собранной информации и подготовка ее к последующему анализу.
Вторая функция управления анализ учетно-статистической информации. Он содержит следующие управленческие операции:
2.1 — выявление резервов повышения эффективности бизнеса (резервы повышения чистой прибыли фирмы за счет увеличения количества продаж товара и установления его оптимальной цены, снижения издержек производства, предложений по реформированию системы налогообложения бизнеса);
2.2 — прогнозирование состояния рынка с учетом возможного поведения фирм-конкурентов в каждой рыночной нише, в которой данная фирма имеет свои интересы (состояние показателей эластичности спроса товара по цене, по доходу потребителей, изменение платежеспособности потребителей продукции, повышение качества товаров у конкурентов данной фирмы, состояние рыночной доли продаж товара и изменения поставок товара конкурентами).
Третья функция управления — планирование деятельности фирмы. В рамках этой важной функции выполняются следующие управленческие операции:
3.1 — проведение необходимых расчетов и разработка нескольких альтернативных вариантов плана (обоснование критерия принятия решения, получение многовариантных оценок результатов деятельности фирмы в плановом отрезке);
3.2 — экономическая оценка каждого варианта плана и разработка предложений по обоснованию лучшего варианта.
Четвертая функция управления — принятие решения и его исполнение. Она предполагает выполнение таких управленческих операций, как:
4.1 — выбор планово-управленческого решения;
4.2 — оперативно-производственное планирование.
Пятая функция управления — мотивация деятельности трудового коллектива. В рамках этой функции выполняются следующие управленческие операции:
5.1 — выбор организационно-правовой формы будущего бизнеса;
5.2 — система налогообложения бизнеса;
5.3 — распределение будущей прибыли между участниками бизнеса;
5.4 — формы и системы оплаты труда членов производственного процесса.
Шестая функция управления — контроль исполнения. В ее состав входят следующие управленческие операции:
6.1 — координация деятельности производственных подразделений и производственных процессов во времени и пространстве;
6.2 — мониторинг производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
6.3 — оценка отклонений от плана по временным интервалам и по отдельным структурным подразделениям.
Заключительная, седьмая функция управления — регулирование деятельности. Данная функция предусматривает осуществление внутрифирменной управленческой обратной связи между входом в систему и выходом из нее. При выполнении всех названных функций и технологических управленческих операций фирма может рассчитывать на положительные результаты в своей производственно-хозяйственной деятельности и обеспечить их выполнение в рамках установленного планового диапазона4.
Однако, как показывает многолетний обширный производственный опыт, даже если менеджмент фирмы находится на очень высоком квалификационном уровне, получить хорошие, а иногда просто минимально необходимые положительные результаты производства фирмам не удается. В их деятельности наблюдаются спад производства, сокращение балансовой или чистой прибыли, нехватка оборотных средств, задержка денежных расчетов со своими поставщиками и потребителями и другие негативные явления, обычно нарастающие и постепенно ведущие фирму к финансовой несостоятельности и банкротству. И в этом не всегда виновато само предприятие и его управленцы. Нередко фирмы попадают в тяжелое экономическое и финансовое положение по вине внешнего контура управления. В этот контур входят Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы регионов и прочие территориальные органы управления. Они издают законы, постановления, указы, распоряжения, которые должны выполняться предприятиями, но грозят им тяжелыми последствиями.
Итак, организация управления – это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.
- Дипломная работа Совершенствование управлением малым предприятием (на примере ооо «СтройМикс»)
- Глава 1. Аналитическая характеристика исследуемого предприятия ооо «СтройМикс» 7
- Глава 2. Варианты решения выявленных в ходе анализа проблем 58
- Глава 3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 80
- Введение
- Глава 1. Аналитическая характеристика исследуемого предприятия ооо «СтройМикс»
- Теоретические аспекты организации системы управления на предприятии
- Характеристика объекта анализа
- Подразделения основного производства
- Подразделения вспомогательного производства
- Административные подразделения
- Анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность исследуемого предприятия
- 1.3.1. Организация и эффективность менеджемента
- Распределение бизнес-процессов на ооо «СтройМикс»
- 1.3.2. Организационная система
- 1.3.3. Исследование систем управления
- 1.3.4. Управленческие решения
- 1.3.5. Стратегический менеджмент
- Стратегия ооо «СтройМикс» на 2009-2011 гг.
- 1.3.6. Инновационный менеджмент
- 1.3.7. Производственный менеджмент
- Взаимодействие вспомогательных подразделений
- 1.3.8. Управление персоналом
- Анализ производительности труда ооо «Строймикс»
- 1.3.9. Экономика организации
- Анализ затрат на производство цемента в 2010 г., тыс.Руб.
- Анализ структуры затрат на производство цемента в 2011 г., %
- 1.3.10. Персональный менеджмент
- 1.3.11. Финансы и кредит
- Распределение прибыли на ооо «СтройМикс» в 2010 году
- 1.3.12. Антикризисное управление
- 1.3.13. Управление качеством
- Глава 2. Варианты решения выявленных в ходе анализа проблем
- 2.1. Основные выводы по результатам анализа
- 2.2. Организация системы бизнес единиц
- Бюджет доходов профит-центра ооо «СтройМикс» на месяц
- 2.3. Внедрение системы контроля качества
- 2.4. Совершенствование системы управления персоналом
- Сравнительная характеристика систем заработной платы
- Расчет параметров системы участия работников в прибыли ооо «СтройМикс»
- Прогноз эффективности введения системы участия работников в прибыли ооо «СтройМикс»
- Глава 3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
- 3.1. Экономическая эффективность от перехода на альтернативный вид топлива
- Расчет влияния факторов на сумму топливных затрат на 1 тонну цемента
- Расчет дополнительных затрат на амортизационные отчисления
- Сводный подсчет резервов снижения себестоимости 1 тонны цемента
- 3.2. Экономическая эффективность внедрения элемента автоматизированной системы управления
- Порядок расчета экономического эффекта от внедрения асу
- Заключение
- Список литературы