План и продольный профиль
5.36. Внутренние автомобильные дороги следует проектировать в увязке с генеральным планом предприятия, исходя из условия обеспечения перевозок грузов по кратчайшему направлению и возможности подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения, удобства водоотвода и наилучшей защиты дороги от снежных и песчаных заносов, охраны окружающей среды.
5.37.Во всех случаях, когда по условиям местности это представляется технически возможным и экономически целесообразным, параметры плана и продольного профиля следует принимать согласно табл. 50.
Таблица 50
| Значения параметров для | ||
Параметры плана и продельного профиля | внутриплощадочных и участков межплощадочных дорог на застроенной территории | межплощадочных и карьерных постоянных дорог, лесовозных магистралей и дорог газодобывающих, нефтедобывающих, нефтепромысловых предприятий I-в, II-в и III-в категорий | карьерных дорог краткосрочного действия, служебных и патрульных дорог IV-в категории, лесовозных веток |
Наибольший продольный уклон, 0/00: |
|
|
|
основные | 30 | 30 | 40 |
допускаемые в условиях: |
|
|
|
трудных | 40 | 50 | 60 |
особо трудных | 60 | 80 | 90 |
Расстояния видимости, м: |
|
|
|
поверхности дороги | 75 | 150 | 75 |
встречного автомобиля | 150 | 300 | 150 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м | 300 | 600 | 150 |
Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле, м: |
|
|
|
выпуклых | 2500 | 5000 | 1000 |
вогнутых | 1500 | 2000 | 800 |
Примечания: Расстояние видимости определяется из условия расположения глаз водителя автомобиля на высоте 2 м над поверхностью проезжей части при нахождении автомобиля на полосе грузового движения на расстоянии 1,5 м от кромки проезжей части. 2. Для обеспечения видимости на кривых в плане с внутренней стороны должны производиться: расчистка леса и кустарника; разработка откосов выемок и косогоров; перенос препятствующих видимости строений. 3. Кривые в продольном профиле для сопряжения участков с различными уклонами следует применять в случаях, предусмотренных п. 5.45. |
Если по условиям рельефа местности или планировочных решений территории предприятия не представляется возможным или экономически целесообразным применить параметры, приведенные в табл. 50. допускается снижение норм на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом интенсивности движения, состава транспортных средств, климатических условий, вида дорожного покрытия, обеспечения безопасности движения транспортных средств. При этом наименьшие расстояния видимости и радиусы кривых в плане и продольном профиле следует принимать по табл. 51, а наибольшие продольные уклоны в зависимости от типа расчетного автомобиля и вида дорожного покрытия не должны превышать значения, указанные в табл. 52.
Таблица 51
Параметры плана и продольного профиля | Значения параметров при расчетной скорости движения транспортных средств, км/ч | |||||||
| 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 25 | 20 | 15 |
Расчетное расстояние видимости, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
поверхности дороги | 150 | 125 | 100 | 75 | 50 | 40 | 30 | 25 |
встречного автомобиля | 300 | 250 | 200 | 150 | 100 | 80 | 60 | 50 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м, при перевозках: |
|
|
|
|
|
|
|
|
обычных грузов, в том числе сортиментов | 200 | 125 | 100 | 60 | 30 | 25; 35 | 20; 30 | 15; 25 |
длинномерных грузов, хлыстов и деревьев | 200 | 125 | 100 | 60 | 50 | 40 | 30 | ‑ |
Наименьшие радиусы кривых, м, в продольном профиле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
выпуклых при высоте глаз водителя над поверхностью дороги, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2 | 5000 | 4000 | 2500 | 1200 | 600 | 400 | 250 | 150 |
2,0 |
|
| 2500 | 1200 | 600 | 400 | 250 | 150 |
2,5 |
|
| 2000 | 1000 | 500 | 350 | 200 | 150 |
3,0 и более |
|
| 1500 | 800 | 400 | 300 | 150 | 150 |
вогнутых: |
|
|
|
|
|
|
|
|
основные | 2000 | 1500 | 1200 | 1000 | 600 | 400 | 250 | 150 |
допускаемые в трудных условиях | 600 | 300 | 300 | 200 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Примечания:1. Большие значения радиусов в плане при перевозке обычных грузов соответствуют дорогам, предназначенным для движения автомобилей особо большой грузоподъемности, меньшие — для стандартных автомобилей. 2. Значения наименьших радиусов кривых в плане, допускаемых на трудных участках карьерных шрот, приведены для автомобилей с конструктивным радиусом поворота по переднему внешнему колесу свыше 10 м. При применении автомобилей с конструктивным радиусом поворота до 10 м значения наименьших радиусов следует принимать для расчетных скоростей движения 25, 20 и 15 км/ч соответственно 30, 25 и 20 м. |
Таблица 52
колесная формула расчетного | Наибольший продольный уклон,0/00, дорог с покрытием | |
автомобиля | твердым | грунтовым |
4х4 и 6х6 | 150 — 170 | 120 — 130 |
8х6 | 90 — 110 | 60 — 70 |
6х4 | 80 — 100 | 50 — 60 |
4х2 | 60 — 80 | 40 — 50 |
8х4 | 40 — 60 | 30 — 40 |
6х2 | 30 — 40 | — |
8х2 | 30 | — |
Примечания: 1. Меньшие значения наибольших продольных уклонов соответствуют трудным условиям проектирования, большие — особо трудным. 2. При использовании для перевозки грузов автопоездов значение наибольшего продольного уклона следует определять расчетом. 3. Наибольшие продольные уклоны дорог, предназначенных для перевозки горячих грузов (жидких шлаков, металлов и др.), следует назначать в соответствии с техническими характеристиками применяемых транспортных средств. |
5.38. Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане с малыми радиусами следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 52. Величину уменьшения наибольших продольных уклонов надлежит принимать по табл. 53.
Таблица 53
Радиус кривых в плане, м | Уменьшение наибольших провальных уклонов, 0/00 |
50 | 10 |
45 | 15 |
40 | 20 |
35 | 25 |
30 | 30 |
25 | 35 |
20 | 40 |
15 | 50 |
Примечание.Наибольшие подъемы лесовозных дорог в грузовом направлении при совпадении их с кривыми радиусом менее 250 м уменьшаются на величину, равную, 0/00: 20 — для дорог с переходными и низшими покрытиями; 10 — для дорог с усовершенствованным покрытием. На двухполосных лесовозных дорогах на правых поворотах горизонтальных кривых и грузовом направлении при уклоне в 50 0/00и более для приведенных выше условий они должны дополнительно снижаться на величину, равную,0/00: 5 — при радиусе 50 — 40 м; 10 — « « 30 «; 15 — «. « 20 «. |
5.39. При кольцевой схеме движения на участках внутриплощадочных и межплощадочных дорог порожнего направления (кроме дорог для движения малогабаритных моторных тележек), если предусмотрены необходимые мероприятия по обеспечению безопасности движения, продольные уклоны, установленные в табл. 51, допускается увеличивать на 40 0/00.
5.40. Наибольшие продольные уклоны на карьерных дорогах II-к и III-к категорий в направлении движения грузов в сторону подъема допускается увеличивать на 10 0/00, а на карьерных дорогах со сроком действия до одного года — на 300/00по сравнению со значениями, приведенными в табл. 52.
Для дорог, располагаемых в нагорных карьерах, характеризующихся сложными климатическими условиями (частыми туманами, гололедом), для участков дорог I-к — III-к категорий, расположенных на спусках в грузовом направлении, а также для постоянных дорог карьеров, располагаемых в горной местности на высоте 1000 м и более над уровнем моря, наибольшие продольные уклоны не должны превышать 70 0/00.
5.41. Продольные уклоны внутриплощадочных дорог и участков межплощадочных дорог, размещенных в зоне застройки, следует назначать в увязке с проектом вертикальной планировки прилегающей к дороге территории промышленного предприятия из условия быстрейшего отвода воды с поверхности дороги.
Предельные уклоны по лоткам проезжей части дорог с бортовым камнем должны быть не менее 5 0/00, в исключительных случаях — 40/00. При продольных уклонах менее 40/00на дорогах с бортовым камнем следует применять пилообразный продольный профиль с обеспечением отвода воды из пониженных мест лотка.
5.42. Значения наибольших продольных уклонов для участков лесовозных дорог с грузовым направлением в сторону спуска следует устанавливать в соответствии с условиями рельефа местности и типом автомобиля (автопоезда) исходя из условия его остановки в пределах расчетного расстояния видимости препятствия при движении с расчетной скоростью, превышающей соответствующие значения табл. 52 на 20 0/00(не более).
5.43. Расстояние между точками перелома проектной линии в продольном профиле должно обеспечивать размещение вертикальных кривых.
Смежные вертикальные кривые допускается сопрягать без прямых вставок.
5.44. В горной местности на участках дорог с затяжными продольными уклонами предельно допускаемых значений следует предусматривать места для остановки автомобилей с предельным уклоном не более 20 0/00или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м.
На постоянных дорогах карьеров такие вставки надлежит устраивать через каждые 600 м затяжного подъема (спуска) с уклоном более 60 0/00.
Для дорог лесозаготовительных предприятий участки с уменьшенными уклонами следует предусматривать при затяжных продольных уклонах 60 0/00и более через каждые 2 — 3 км.
5.45. Смежные элементы продольного профиля следует сопрягать кривыми (радиусами, установленными в табл. 50 и 51) при алгебраической разности уклонов, 0/00:
10 и более ‑ на внутриплощадочных и межплощадочных дорогах I-в иII-в категорий (кроме дорог нефтепромысловых, газодобывающих и лесозаготовительных предприятий);
15 и более ‑ на внутриплощадочных и межплощадочных дорогах III-в иIV-в категорий, на карьерных дорогах всех категорий и на межплощадочных дорогахI-в категории нефтепромысловых, газодобывающих и лесозаготовительных предприятий;
20 и более ‑ на межплощадочных дорогах II-в,III-в иIV-в категорий нефтепромысловых, газодобывающих и лесозаготовительных предприятий;
30 и более ‑ на внутриплощадочных и межплощадочных дорогах IV-в категории (служебных и патрульных дорогах и лесовозных ветках).
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок.
5.46. На участках дорог, располагаемых в конце затяжных спусков с уклоном более 60 0/00, протяженностью свыше 600 м дляIVиVдорожно-климатических зон и высокогорных районов и 1000 м для остальных дорожно-климатических зон наименьшие радиусы кривых в плане, приведенные в табл. 51, следует удваивать. При регулярном обращении по карьерным дорогам автопоездов значения наименьших радиусов надлежит увеличивать в 1,5 раза.
5.47. На правых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог нефтепромысловых, газоперерабатывающих и лесозаготовительных предприятий при вывозке труб, хлыстов и деревьев применение радиусов 100 м и менее, как правило, не допускается. В случае необходимости применения для таких дорог радиуса менее 100м следует предусматривать раздельное земляное полотно для грузового и порожнего направлений.
5.48Для дорог с колейным покрытием (включая карьерные дороги краткосрочного действия и лесовозные ветки) в трудных условиях допускается применять радиусы кривых в плане не менее 150 м, а в особо трупных условиях — не менее 50 м.
5.49. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 250 м и менее длиной согласно табл. 54.
Таблица 54
Расчетная скорость | Длина переходных кривых, м, при радиусе кривой в плане, м | |||||||||||||
движения, км/ч | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 125 | 150 | 200 | 250 |
15 | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
20 | ‑ | 15 | 10 | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
25 | ‑ | ‑ | 20 | 15 | 15 | 15 | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
30 | ‑ | ‑ | ‑ | 30 | 25 | 20 | 20 | 15 | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 |
35 | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | 10 | 0 | 0 |
40 | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | 35 | 25 | 20 | 15 | 15 | 10 | 10 |
50 | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | 40 | 35 | 25 | 20 | 15 |
60 | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | 60 | 50 | 35 | 30 |
70 | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | 55 | 45 |
На внутриплощадочных и межплощадочных дорогах, располагаемых в стесненных условиях существующей и проектируемой застройки, а также на карьерных технологических дорогах краткосрочного действия и лесовозных ветках, сооружаемых в трудных условиях, переходные кривые допускается не предусматривать.
5.50. Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для производства маневров в пунктах погрузки и разгрузки следует предусматривать петлевые объезды или площадки, размеры которых определяют расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и перевозимых грузов, но во всех случаях принимают:
для одиночных автотранспортных средств общего назначения — не менее 12х12 м (прямоугольного очертания) или радиусом не менее 12 м (для петлевых объездов);
для специализированных автомобилей, включая автомобили особо большой грузоподъемности, диаметр разворотных площадок должен быть не менее 2,5 (для тягача с полуприцепом — не менее 3,5) конструктивных радиусов разворота по переднему наружному колесу.
5.51. Наименьшие расстояния от бортового камня или кромки укрепленной полосы обочин внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий до производственных зданий, сооружений и зеленых насаждении следует принимать по СНиП II-89-80*.
При перевозке по дороге длинномерных грузов и расположении зданий, сооружений и зеленых насаждений с внешней стороны кривых однополосных дорог и с внешней стороны кривых левых поворотов в грузовом направлении двухполосных дорог нормы расстояний до кромки проезжей части, приведенные в СНиП II-89-80*, следует увеличивать согласно табл. 55.
Таблица 55
Радиус кривой в | Увеличение расстояний, м, при длине хлыста, дерева или других длинномерных грузов, м | ||
плане, м | до 20 | св. 20 до 25 | св. 25 до 30 |
30 | 3,2 | 4,7 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
150 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 1,3 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
600 | ‑ | 0,3 | 0,4 |
800 | ‑ | ‑ | 0,3 |
Примечание. При применении автомобилей, оборудованных уширенными (свыше 2,75 м) кониками, к указанным в таблице значениям увеличения расстояний следует добавлять 0,3 м при габарите коника до 3,3 м и 0,5 м при габарите свыше 3,3 м. |
5.52. Места стоянки автомобилей у погрузочно-разгрузочных фронтов, у проходных и т.п. следует предусматривать за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос или площадок.
Размеры полос и площадок следует определять расчетом в зависимости от количества и типа транспортных средств и с учетом их размещения. Ширина полосы для стоянки стандартных автомобилей должна быть не менее 2,75 м.
5.53. Нормы проектирования серпантин следует принимать по СНиП 2.05.02-85.
Расстояние между концом кривой одной серпантины и началом кривой другой следует принимать возможно большим, но не менее, м:
300 — для карьерных дорог I-к и II-к категорий;
200 — для карьерных дорог III-к и IV-к категорий и дорог лесозаготовительных предприятий I-в категории;
100 — для дорог лесозаготовительных предприятий категорий II-в — IV-в и лесовозных веток.
Проезжую часть межплощадочных дорог в пределах серпантин следует проектировать двухполосной. Однополосная проезжая часть допускается: на дорогах лесозаготовительных предприятий IV-в категории; в особо сложных условиях, требующих больших затрат. При этом должна быть обеспечена видимость на всем протяжении серпантины, а также на подходах к ней на расстоянии не менее 20 м от начала кривых. В середине серпантины однополосной дороги или поблизости от нее следует предусматривать уширение проезжей части для разъезда.
- Промышленный транспорт сНиП 2.05.07-91*
- 1. Общие положения
- 2. Охрана окружающей среды
- 3. Железнодорожный транспорт шириной колеи 1520 mm основные положения
- План и продольный профиль подъездных и соЕдиНительных путей
- План и продольный профиль путей на раздельных пунктах
- Земляное полотно
- Верхнее строение пути
- Промышленные железнодорожные станции и другое раздельные пункты
- Примыкания и пересечения
- Погрузочно-разгрузочные сооружения и устройства
- Ремомное хозяйство
- Водоснабжение, канализация, теплоснабжение
- ЭлЕктроснабжение электрофицируемых железнодорожных путей
- Энергетическое хозяйство
- Сигнализация, централизация, блокировка (сцб) и связь
- Автоматизированные системы управления
- Административное деление и размещение служебно-технических и жилых зданий
- 4. Железнодорожный транспорт колеи 750 мм основные положения
- План и продольный профиль путей на перегонах
- План и продольный профиль путей на раздельных и погрузочно-разгрузочных пунктах
- Земляное полото
- Верхнее строение пути
- Мосты и трубы
- Станции, разъезды, обгонные пункты
- Примыкания и пересечения
- Погрузочно-разгрузочные и перегрузочные сооружения и устройства
- Ремонтное хозяйство
- Водоснабжение, канализация, теплоснабжение
- Энергетическое хозяйство
- Сцб и связь
- Административное деление и размещение служебно-технических и жилых зданий
- 5. Автомобильный транспорт основные положения
- Расчетные скорости движения
- Поперечный профиль проезжей части
- План и продольный профиль
- Пересечения и примыкания
- Земляное полотно и поверхностный водоотвод
- Дорожные одежды
- Усиление существующих дорожных одежд при реконструкции автомобильных дорог
- ВнутРиПлощАдоЧныЕ дороГи для малогабаритных моторных тележек, велосипедные дорожки и тротуары
- Обстановка дорог и снегозащитные устройства
- Автотранспортная и автодорожная службы промышленных предприятий
- 6. Гидравлический транспорт основные положения
- Трасса пульпопроводов
- Расчетные параметры
- Перекачивающие станции
- Оборотное водоснабжение
- Пересечения
- Строительные конструкции
- Энергоснабжение. Управление. Автоматизация. Связь
- Ремонтное хозяйство
- 7. Канатный подвесной транспорт основные положения
- Трасса гпкд
- Расчетные параметры
- Сооружения гпкд
- Предохранительные устройства
- Строительные конструкции
- Энергитическое хозяйство. Автоматизация. Связь
- Ремонтное хозяйство
- 8. Конвейерный транспорт основные Положения
- Трасса конвейера (конвейерной линии)
- Расчетные параметры
- Сооружения и устройства конвейерного транспорта
- Строительные конструкции
- Энергоснабжение, управление, автоматизация, связь
- Ремонтное хозяйство
- Основные термины
- Число приемоотправочных путей на промышленных сортировочных и грузовых станциях
- Нормативные эквивалентные нагрузки для загружения однозначных и отдельных участков двузначных линий влияния
- Значения поперечных уклонов проезжей части внутренних автомобильных дорог на виражах
- Полное уширение проезжей части внутренних автомобильных дорог на закруглениях в плане
- Наибольшие углы наклона ленточных конвейеров при транспортировании сыпучих грузов на подъем