logo
строительные материалы практика / испытание и исследование строит мат-лов

Г. Проектирование состава дорожного бетона.

Основным свойством, характеризующим дорожный бетон, так же как другие бетоны и вообще конструктивные материалы, является прочность. С учетом условий работы плит дорожных и аэродромных покрытий в конструкции дорожный бетон характеризуется двумя показателями: прочностью на растяжение при изгибе Rрu и прочностью на сжатие Rсж. Прочность на растяжение при изгибе Rрu является основной прочностной характеристикой дорожного бетона, поэтому проектирование и подбор состава бетона, контроль его качества производятся прежде всего с учетом этого показателя. Водоцементное отношение определяется из формулы:

где А – коэффициент, зависящий от принятого содержания вовлеченного в бетонную смесь воздуха;

Rц – предел прочности цемента на растяжение при изгибе;

Rрu - марка бетона по прочности на растяжение при изгибе.

Из многочисленных факторов, воздействующих на бетон дорожных покрытий, наиболее агрессивными по отношению к бетону являются циклическое замораживание и оттаивание. Для обеспечения морозостойкости предъявляются специальные требования к портландцементу, применяются воздухововлекающие или газообразующие добавки. При этом регламентируются водоцементное отношение (В/Ц или W/C), воздухосодержание (Vв).

Так, для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий принимаются:

, Vв=5-6% (измеренное через 30 минут после приготовления);

Для нижнего слоя:

, Vв=3,5-4,5%

Для повышения плотности, морозостойкости дорожного бетона применяются также пластифицирующие добавки. В процессе подбора с целью снижения расхода цемента экспериментально уточняется дозировка пластифицирующих добавок; экспериментально уточняется дозировка воздухововлекающих добавок с обязательной проверкой и корректировкой на бетонном заводе при пробном бетонировании. Дозировку пластифицирующих добавок при подборе состава бетона меняют до 0,3% от массы цемента, при сохранении В/Ц и подвижности бетонной смеси.